Реформирование системы субсидий на ископаемое топливо: есть ли перспективы?

2024 / Сентябрь 5

В июле этого года заместитель генерального директора ВТО Жан-Мари Погам отметил [1], что экологические переговоры в рамках организации стали более активными и предметными по сравнению с прошлыми десятилетиями, несмотря на то что обсуждения экологических вопросов в том или ином виде ведутся с 1970-х годов. Одним из наиболее очевидных примеров является регулирование рыболовных субсидий, по которому в рамках ВТО уже заключено соглашение, которое члены ВТО ратифицируют. Однако проблема субсидий на ископаемое топливо, обсуждаемая с 2009 года на различных международных форумах, остается нерешенной. В инициативе ВТО по реформированию таких субсидий участвуют лишь 48 членов, не входящих в число государств, предоставляющих наибольшее количество подобных субсидий [2].

Субсидии на ископаемое топливо, предоставляемые преимущественно развивающимися странами, увеличивают доступность традиционной энергетики по сравнению с «зеленой», что приводит к росту выбросов парниковых газов.

Для сокращения соответствующих выбросов государства могли бы существенно сократить или вовсе прекратить субсидирование «традиционной» энергетики и направить финансовые ресурса нуждающимся в переходный период, а освобожденные средства использовать для поддержки «зеленой» энергетики. Однако реализация такого подхода является чрезвычайно сложной задачей и требует подготовки детального плана с учетом социально-экономических особенностей каждой страны. Многие развивающиеся страны субсидируют «традиционную» энергетику, чтобы обеспечить выживание населения, и у них недостаточно ресурсов для разработки комплексного плана реформ. Даже при поддержке международных институтов, таких как МВФ, Всемирный банк или ОЭСР, цена ошибки слишком высока, и правительства не хотят рисковать.

Таким образом, очевидно, что подобные реформы должны стимулироваться. Некоторые эксперты предполагают, что в теории этого можно достичь в рамках ВТО: в частности, путем возрождения категории субсидий, не дающих основания для принятия компенсационных мер. Ранее такие субсидии были описаны в статье 8 Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ); экологические субсидии регулировались подпунктом (с) пункта 2 этой статьи. Однако статья 8 применялась лишь до 1999 года, после чего Комитет по субсидиям и компенсационным мера не смог достичь консенсуса относительно её продления. В рамках предлагаемого [3] плана эти эксперты предполагают, что субсидии на ископаемое топливо должны быть включены в категорию запрещенных субсидий, для поэтапного отказа от которых должен быть предусмотрен переходный период. В этот период члены ВТО могли бы заменить программы субсидирования ископаемого топлива на программы субсидирования «зеленой» энергетики, которые, после уведомления об этом ВТО, попали бы в категорию субсидий, не дающих основания для принятия мер. По окончании переходного периода любые специфические субсидии в отношении «зеленой» энергетики переходили бы в категорию субсидий, дающих основания для введения компенсационных мер.

Однако такой подход фактически узаконит крайне спорные с точки зрения ВТО «зеленые» субсидии развитых стран на поддержку экопроектов. Более того, развивающиеся страны не смогут в силу объёма своей экономики выделять сопоставимые финансовые средств на поддержку «озеленения» промышленности, однако переходный период позволит развитым странам вполне легально завершить формирование нового «зеленого» рынка, зайти на который многим развивающим странам будет достаточно проблематично.

Несмотря на «изящество» данной схемы для некоторых развитых стран, перспективы её реализации пока представляются отдалёнными. Между тем, число субсидий на ископаемое топливо в последние годы значительно возросло [4] на фоне санкций и решения стран ОПЕК о сокращении добычи.


Тамара Посадкова


1.     DDG Paugam — WTO at a “crossroads” in addressing trade and climate nexus, https://www.wto.org/english/news_e/news24_e/ddgjp_04jul24_e.htm

2.     WTO, Fossil fuel subsidy reform, https://www.wto.org/english/tratop_e/envir_e/fossil_fuel_e.htm#:~:text=The%20Fossil%20Fuel%20Subsidy%20Reform,advance%20discussions%20at%20the%20WTO.

3.     Fossil Fuel Subsidy Swaps: A Path to Reform at the WTO, https://www.csis.org/analysis/fossil-fuel-subsidy-swaps-path-reform-wto

4.     Fossil Fuel Subsidy Tracker, https://fossilfuelsubsidytracker.org/


Загрузка комментариев...