Формирование международных правил в области торгово-экономического сотрудничества проходит этап трансформации. Привычные формы и методы отступают на второй план. Уступают место более нюансированным подходам. Появляются новые приемы разработки правил международной торговли. Ключевая особенность – правила формируются «в тишине» и незаметно «просачиваются» в нормативное пространство. Международное нормотворчество все больше превращается в технологию. Процесс этот неизбежен.
Есть два магистральных пути развития этой тенденции. Первый – целенаправленное формирование практики отдельными государствами либо небольшой группой государств. Происходит это примерно так: появляется череда публикаций, включая научных, где отстаивается та или иная новая идея регулирования; в общественное пространство вбрасываются экспертные мнения в поддержку такой идеи, озвучиваемые, в том числе на разных мероприятиях, включая международные конференции и форумы; затем на уровне международной организации (совершенно необязательно «первого эшелона») принимается декларация либо резолюция, где в обтекаемых формулировках эта идея закрепляется; а после какой-нибудь суд, чаще международный ссылается на нее (этот этап необязательный). Все – появился прецедент. Второй путь – подготовка «прогрессивной» нормативной основы: на двустороннем либо региональном уровне в кругу «союзников» принимается решение, соглашение, модельный закон и пр. Готово – появился нормативный документ. Он стал частью международного права. И чем более сложными и новыми являются соответствующие вопросы, тем выше вероятность успешного «клонирования» такого регулирования на транс-региональном и даже универсальном уровнях.
Движущей силой этих процессов в большинстве случаев являются компании, отрасли промышленности и поддерживающие их страны. Они понимают необходимость новых правил, мыслят стратегически. Они знают, что в выигрыше оказывается тот, кто на первоначальном этапе заложил свои интересы в еще только формирующиеся правила. Кто не пожалел времени, организационных и интеллектуальных ресурсов. Кто ясно осознавал, что эти усилия создадут условия для мощного рывка собственной конкурентоспособности. Условия отрыва от «дремлющего» большинства, которое в лучшем случае способно вяло реагировать на чужие инициативы.
Практика показывает, что во многих случаях прорывные и самые неординарные идеи будущего регулирования зарождаются в умах бизнес-сообщества. Международное право «передислоцировалось» из залов дипломатических конференций в офисы частных фирм и корпораций. Такова реальность. Бизнес как никто другой знает не только специфические правовые проблемы, но и способен предложить действенные варианты решений. В качестве ярких примеров можно привести два соглашения ВТО – ГАТС и ТРИПС. Идея разработки правил в соответствующих областях принадлежала крупным западным компаниям. Потому что у них была потребность в защите своих коммерческих интересов на внешних рынках. И мы хорошо знаем, что ТРИПС – это абсолютная победа ТНК. Сказанное особенно актуально в ситуациях, когда обсуждаются принципиально новые вопросы, регулирование которых на многостороннем уровне отсутствует. В этом контексте можно упомянуть подписанное менее недели назад первое в истории международное соглашение об искусственном интеллекте[i]. Пока одни государства ведут переговоры о заключении ЗСТ, другие формируют принципы, охватывающие весь жизненный цикл систем искусственного интеллекта.
Сейчас у российских компаний есть прекрасная возможность сформировать правила международной торговли, отвечающие нашим национальным интересам. Для этого нужно воспринимать этот процесс как шахматную партию. Мыслить стратегически. В частности, детально отработать и затем протестировать новые подходы и регулирование на площадках ЕАЭС, БРИКС, в рамках двусторонних договоров России с третьими странами. Это позволит нам формировать тенденции и международную практику, закладывать основы будущих многосторонних универсальных договоров. Для этого требуется про-активная позиция бизнеса и соответствующих общественных организаций – РСПП, ТПП, профессиональных ассоциаций. Российский бизнес в этом вопросе обладает огромным потенциалом, способен открыть новую страницу международно-правового регулирования торговли. Ведь право, включая международное, не высечено в камне. Любой принцип, подход, регулирование можно, а порой нужно изменить. Вопрос в том, кто будет инициатором и интеллектуальной силой этого процесса.
Анаит Смбатян
[i] https://www.theguardian.com/technology/article/2024/sep/05/uk-signs-first-international-treaty-to-implement-ai-safeguards
2 окт 2024
5 сен 2024
30 сен 2024
18 сен 2024