Новое законодательство Европейского союза о цифровых рынках

2022 / Сентябрь 20

Европейская совет и Парламент приняли Закон о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) – новый свод правил, регулирующий деятельность таких цифровых гигантов, как Google, Amazon, Alibaba и др. Закон является частью Пакета цифровых услуг (Digital services package) – инициативы Европейского союза (ЕС), направленной на регулирование цифрового пространства.

Целью DMA является обеспечение справедливой конкуренции на рынке цифровых услуг для роста и продвижения инноваций, а также обеспечение доступа пользователей к безопасным продуктам и защита их основных прав. Закон, прежде всего, направлен на то, чтобы ни одна корпорация, так называемая «gatekeeper», не злоупотребляла своим положением в ущерб компаниям, желающим получить доступ на рынок цифровых услуг.

Под действие DMA подпадают онлайн платформы с годовым оборотом не менее 7,5 млрд евро в ЕС за последние три года или с рыночной стоимостью не менее 75 млрд евро. Также у платформы должно быть не менее 45 млн ежемесячных конечных пользователей и не менее 10 000 бизнес-пользователей, зарегистрированных в ЕС. Дополнительно платформа должна как минимум в трех странах-членах ЕС контролировать один или несколько основных сервисов, среди которых торговые площадки и магазины приложений, поисковые системы, социальные сети, облачные сервисы, рекламные услуги, голосовые помощники, веб-браузеры[i].

Закон определяет перечень действий корпораций, которые являются недобросовестными бизнес-практиками и подпадают под запрет. К таким действиям среди прочих отнесены запрет разработчикам использовать сторонние платежные платформы для продажи приложений и обработка персональных данных пользователей без их согласия для целевой рекламы. Также для обеспечения справедливой конкуренции закон предусматривает для корпораций ряд обязательств, среди которых - обеспечение сторонним компаниям возможности взаимодействовать с их сервисами (т.н. операционная совместимость).

За нарушение установленных DMA правил предусмотрена система штрафов: за первое нарушение – штраф в размере до 10% от общей выручки корпорации, за повторное нарушение может быть наложен штраф в размере до 20%.

Принятие Закона о цифровых рынках закладывает основу для регулирования рынка цифровых услуг ЕС, затрагивая любые технологические корпорации, которые подпадают под действие закона, т.е. соответствуют критериям для «gatekeepers». Таким образом, ЕС пытается ограничить монопольную власть технологических гигантов и создать равные условия конкуренции для поставщиков цифровых услуг.

 

Автор: Евгения Михеева   



[i] https://www.consilium.europa.eu/en/policies/digital-services-package/#dma

Загрузка комментариев...