Friendshoring в глобальных цепочках поставок

2024 / Июнь 14

На современном этапе развития международной торговли ряд потрясений последних лет, таких как торговая конфронтация между США и Китаем, пандемия COVID-19, растущая геополитическая напряженность и санкции, создали новые риски в глобальных цепочках поставок и усилили обеспокоенность по поводу чрезмерной зависимости от иностранных поставщиков. Если до недавнего времени сотрудничество на площадке ВТО успешно снижало неопределенность в торговой политике, то на сегодняшний день наблюдается снижение соблюдения обязательств в рамках ВТО, страны все чаще переходят к двусторонним моделям сотрудничества, используя торговые соглашения. 

В своем недавнем докладе ВТО отмечает, что растет тенденция к «френдшорингу» в цепочках поставок, то есть их перенаправлению в страны, которые считаются политически и экономически безопасными, а также к разделению международной торговли на региональные блоки, где сотрудничество ограничивается группами стран-«единомышленников»[1]. Пандемия COVID-19 стала катализатором заключения соглашений о цепочках поставок, направленных на повышение их устойчивости, эффективности и инклюзивности посредством координации действий. Соглашения о цепочках поставок зачастую заключаются в формате меморандумов о взаимопонимании (далее – МОВ или меморандум). 

Так, в 2020 году страны АСЕАН заключили МОВ по осуществлению нетарифных мер в отношении товаров первой необходимости в соответствии с Ханойским планом действий по укреплению экономического сотрудничества АСЕАН и связности цепочек поставок в ответ на пандемию COVID-19 [2]. Соглашение направлено на поддержание устойчивых цепочек поставок с целью способствовать бесперебойному потоку товаров первой необходимости во время и после пандемии. Срок действия МОВ был продлен до 30 ноября 2024 года.

В контексте растущей необходимости диверсификации цепочек поставок и снижения зависимости от отдельных поставщиков сырья, необходимого для «зеленого» развития, набирает обороты практика заключения соглашений о цепочках поставок в области критически важного сырья и полупроводников. В основном этой цели придерживается Европейский союз, лидирующий по количеству заключенных соглашений в данной области. 

Одним из таких соглашений является заключенный в ноябре 2023 года меморандум между ЕС и Индией, направленный на укрепление сотрудничества в цепочке поставок полупроводников[3].  Этот меморандум предусматривает обмен опытом и информацией между ЕС и Индией, а также сотрудничество в области инноваций, исследований и разработок. Стороны намерены содействовать развитию навыков и рабочей силы в полупроводниковой промышленности, поощрять ПИИ и обеспечивать равные условия конкуренции посредством предоставления информации о государственных субсидиях.

ЕС также заключил ряд МОВ о двустороннем партнерстве в области устойчивого развития критически важных и стратегических полезных ископаемых. Одним из последних стало соглашение с Австралией, подписанное в мае 2024 года и нацеленное на установление партнерства для построения цепочек поставок критически важных и стратегических полезных ископаемых, которые будут безопасными, стабильными, этичными и устойчивыми[4].

На фоне роста торговой напряженности с Китаем Соединенные Штаты активно работают над заключением соглашений о цепочках поставок, направленных на снижение зависимости от Китая и защиту интересов национальной и экономической безопасности. Ключевым достижением стало подписание Соглашения об устойчивости цепочки поставок Индо-Тихоокеанской программы экономического процветания (IPEF), которое вступило в силу 24 февраля 2024 года[5].

Соглашение о цепочках поставок стало первым из четырех соглашений, которые 14 стран стремятся заключить в рамках IPEF, и провозглашается как «первое в мире многостороннее соглашение о цепочках поставок». Стороны IPEF согласились создать основу для долгосрочного сотрудничества по таким вопросам, как развитие рабочей силы, мониторинг цепочки поставок, продвижение инвестиций и реагирование на кризисы.

Страны БРИКС также работают в этом направлении. В 2022 году при председательстве Китая была разработана «Инициатива БРИКС по усилению сотрудничества в сфере цепочек поставок», в рамках которой страны БРИКС договорились укреплять инвестиционное сотрудничество, способствующее стабильности, диверсификации и устойчивости цепочек поставок, содействовать функционированию цепочек поставок путем реализации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, а также укреплять обмены и сотрудничество в таких областях, как упрощение и оптимизация таможенных процедур, повышение эффективности международной логистики и расширение связей[6]. 

В основном соглашения о цепочках поставок не носят юридически обязывающий характер и не включают обязательства в соответствии с международным или внутренним законодательством. Кроме того, соглашения не представляют собой обязательство какой-либо из сторон предоставлять преференциальный режим другой стороне по любому вопросу, предусмотренному в документе.

В условиях растущей торговой неопределенности можно ожидать дальнейший рост числа соглашений о цепочках поставок, направленных на снижение уязвимости к внешним потрясениям. Однако вопрос о связи таких соглашений с ВТО остается открытым. С одной стороны, соглашения по цепочкам поставок дополняют и усиливают роль ВТО, поскольку могут способствовать снижению барьеров в торговле. С другой – соглашения по цепочкам поставок могут привести к усилению фрагментации глобальной торговли и созданию торговых блоков, что повышает хрупкость цепочек поставок. 

Будущее как соглашений по цепочкам поставок, так и ВТО зависит от их способности реагировать на вызовы и потребности глобальной торговой системы. Соглашения по цепочкам поставок должны быть открытыми, инклюзивными и совместимыми с многосторонней торговой системой, а ВТО необходимо адаптироваться к меняющейся торговой среде и найти пути для интеграции соглашений по цепочкам поставок в многостороннюю торговую систему.


Швардова Полина


[1] World Trade Organization – World Trade Report 2023. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wtr23_e/wtr23_e.pdf 

[2] Memorandum of Understanding on the Implementation of Non-Tariff Measures on Essential Goods under the Hanoi Plan of Action on Strengthening ASEAN Economic Cooperation and Supply Chain Connectivity in Response to the Covid-19 Pandemic. URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2021/09/5.-MOU-on-NTMs-on-Essential-Goods-for-upload.pdf

[3] Memorandum of Understanding on Working Arrangements on Semiconductors Ecosystem, its Supply Chain and Innovation under the Framework of Eu-India Trade and Technology Council (TTC). URL: file:///Users/polinasvardova/Downloads/EUIndia_MOU_Semiconductors_itIaIcSXgftnIsN6ghlZGwVbkNs_98182_1_jJ47eLGd7gDBi9G4arYlgVyckg_98182.pdf

[4] Memorandum of understanding between the European Union and Australia on strategic partnership on a sustainable critical and strategic minerals. URL: https://www.industry.gov.au/publications/memorandum-understanding-between-european-union-and-australia-strategic-partnership-sustainable-critical-and-strategic-minerals

[5] Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity Agreement Relating to Supply Chain Resilience. URL: https://www.commerce.gov/sites/default/files/2023-09/2023-09-07-IPEF-Pillar-II-Final-Text-Public-Release.pdf

[6] BRICS Initiative on Enhancing Cooperation on Supply Chains. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c03f96c0f088967788d492560e90e42c/BRICS%20Initiative%20on%20Enhancing%20Cooperation%20on%20Supply%20Chains.pdf


Загрузка комментариев...