Искусственный интеллект (ИИ) все глубже проникает в нашу повседневную жизнь по мере развития этой технологии. Благодаря активным исследованиям и разработкам, осуществляемым многими странами, функционал ИИ значительно расширился. ИИ может не только выполнять многие технические функции, в частности заменять человека на опасных участках промышленного производства, но и начинает пробовать себя в сфере, считавшейся прерогативой человека – творчестве. Так, современный ИИ может генерировать музыкальные, литературные и художественные произведения. К примеру, среди известных работ, созданных с помощью ИИ, можно выделить первый в России сборник рассказов «Пытаясь проснуться», который был написан Павлом Пепперштейном и нейросетью ruGPT-3, а также «Портрет Эдмонда де Белами», который был полностью написан ИИ и продан на аукционе за 432,5 тыс. долл. США[1].
Несмотря на то, что ИИ может вполне успешно справляться с творческими задачами, деятельность нейросетей в сфере искусства и культуры нередко становится объектом дискуссий: подвергается сомнению способность ИИ быть легитимным автором объектов интеллектуальной собственности. (Об ИИ как авторе произведений можно прочитать здесь.) Кроме того, для создания творческих произведений генеративные модели «тренируют» на оригинальных работах, защищенных авторским правом, что также вызывает споры о том, правомерно ли такое несанкционированное использование объектов интеллектуальной собственности.
Доказательством актуальности описанной проблемы является растущее количество споров, связанных с правомерностью применения генеративными ИИ результатов творческой деятельности авторов. К примеру, в марте этого года группа писателей подала иск в отношении компании Nvidia за несогласованное использование своих материалов при обучении разговорной модели ИИ[2]. А в конце прошлого года New York Times обратился в суд с иском в отношении компаний OpenAI и Microsoft: компании обвиняются в использовании статей, опубликованных в издательстве, для обучения различных ИИ, включая ChatGPT[3]. Представители музыкальной индустрии пока пытаются урегулировать путем переговоров существующую проблему использования защищенных авторским правом музыкальных произведений для обучения ИИ. Так, компания Sony Music в своем письменном обращении предостерегла более 700 компаний – разработчиков от использования ее контента для обучения искусственного интеллекта[4].
Минимальный уровень охраны, который страны-члены ВТО должны предоставить создателям произведений, охраняемых авторским правом, устанавливается в Соглашении ТРИПС, в которое в свою очередь инкорпорированы положения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Так, согласно Конвенции с учетом некоторых исключений, к числу исключительных прав авторов охраняемых произведений относятся следующие: право на перевод, право на адаптации и аранжировки произведения; право на публичное исполнение драматических, музыкально-драматических и музыкальных произведений; право на публичное чтение литературных произведений; право на передачу для всеобщего сведения исполнений таких произведений; право вещания; право на воспроизведение; право использовать произведение в качестве основы аудиовизуального произведения. Использование охраняемых произведений для обучения ИИ – это воспроизведение для обучения ИИ, переработка алгоритмом; и такое использование без согласия правообладателей является нарушением авторских прав.
К этой проблеме обучения ИИ на защищенных объектах интеллектуальной собственности (ИС) обратились некоторые страны в своем новом законодательстве в области ИИ. Так, принятый в КНР закон содержит положения об использовании исходных данных для генеративных моделей. Согласно статье 7 «Временные меры по управлению генеративным ИИ» поставщики услуг генеративного ИИ обязаны использовать данные и базовые модели из официальных источников, а также соблюдать права интеллектуальной собственности[5]. Регламент ЕС о ИИ содержит схожие положения, в частности поставщики услуг ИИ должны выполнять свои задачи и осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы защищать права интеллектуальной собственности, конфиденциальную деловую информацию и коммерческую тайну[6]. Правомерное использование объектов прав ИС возможно путем заключения лицензионного соглашения. Однако, учитывая тот факт, что для обучения моделей могут быть использованы сотни или даже тысячи защищенных произведений, а задача согласования такого лицензионного соглашения с каждым правообладателем не всегда является простой, представляется, что в этом вопросе должен быть найден баланс между интересами правообладателей и разработчиков ИИ. И это только один из многих вопросов в отношении ИИ и прав ИС, решение которых, возможно, требует кооперации на международном уровне: к примеру, путем проработки на площадке ВТО в сотрудничестве с ВОИС[7].
Евгения Михеева
Алексей Качур
[1] Первую картину интеллектуальной машины продали почти за полмиллиона долларов
[2] Reuters: Nvidia is sued by authors over AI use of copyrighted works
[3] New York Times: OpenAI Says New York Times Lawsuit Against It Is ‘Without Merit’
[4] Sony Music Group warns more than 700 companies against using its content to train AI.
[5] Interim Measures for the Management of Generative Artificial Intelligence Services
[7] Всемирная организация интеллектуальной собственности
3 июл 2024
13 мая 2024
19 авг 2024
9 авг 2024