Электронная торговля и трансфер технологий

2024 / Март 7

В сентябре прошлого года члены ВТО обратились к вопросу взаимосвязи электронной торговли и трансфера технологий во время заключительной тематической сессии в рамках Программы работы по электронной торговле. Египет в своем выступлении отметил взаимное влияние трансфера технологий и электронной торговли: с одной стороны – электронная торговля способствует распространению технологий, с другой – технологии способствуют развитию электронной торговли. Примеры такого влияния приводились представителями членов ВТО в рамках Общественного форума, состоявшегося в сентябре 2023 года. Так, на сессии, посвященной устойчивой торговле полупроводниками [1], спикеры подчеркивали существенный вклад Соглашения по информационным технологиям и моратория на применение таможенных пошлин на электронную передачу данных, которые обеспечивают снижение или запрет таможенных тарифов на широкий спектр высокотехнологичных товаров, что непосредственно способствует развитию полупроводниковой промышленности. В свою очередь продукция полупроводниковой промышленности вносит непосредственный вклад в развитие электронной торговли со стороны обеспечения высокотехнологичным оборудованием, в том числе центрами обработки данных. 

Обеспокоенность некоторых членов ВТО в вопросе развития и упрощения электронной торговли и трансфера технологий объясняется тем, что сектор электронной торговли является одним из самых быстрорастущих сегментов мировой торговли. Согласно прогнозам, доля электронной торговли увеличится до 22,6% от общего объема розничных продаж к 2027 году [2]. Электронная торговля играет важную роль в развитии малого и среднего бизнеса, обеспечивая широкий доступ к рынкам и равные условия конкуренции. Как следствие, эта сфера представляет особый интерес для развивающихся стран, многие из которых рассматривают ее как важный инструмент для развития.

 Главной проблемой, с которой сталкиваются развивающиеся страны, является цифровой разрыв – неравномерное распространение цифровых технологий. В частности, в сообщении Африканской группы о роли передачи технологий в повышении устойчивости (представленном Египтом во время заключительной тематической сессии в рамках Программы работы по электронной торговле в сентябре прошлого года) отмечается высокая концентрация современных цифровых технологий в развитых странах: в них находится 80% от общего числа центров обработки данных (при этом 40% приходится на США), в то время как на страны Африки и Латинской Америки - всего 5%. Рынок облачных технологий также монополизирован: 4 из 5 поставщиков находятся в США [3]. Такие диспропорции приводят к низкой устойчивости производственных цепочек критически важных цифровых технологий и повышают их стоимость, что в большей степени отражается на способности развивающихся стран своевременно внедрять их. Для того, чтобы обеспечить инклюзивное развитие цифровой торговли, необходим, помимо прочих условий, не ограниченный неконкурентными практиками трансфер технологий. Для достижения этой цели Африканская группа предложила сосредоточить дискуссии членов ВТО на следующих вопросах с целью выработки рекомендаций для принятия на МК13:

- Каким образом передача технологий может способствовать преодолению цифрового разрыва, и как ВТО может внести свой вклад в этот процесс?

- Как членам ВТО сбалансировать доступность исходного кода и создать безопасную, прозрачную и надежную технологическую среду? [4]

 В свою очередь, в приложении к проекту декларации министров было отмечено наличие разногласий между членами ВТО относительно положения о передаче технологий «на добровольных и взаимосогласованных условиях» - для некоторых стран данное требование стало «красной линией» [5]. В результате переговоров формулировка не была включена в итоговый текст декларации. Члены ВТО лишь признали роль Рабочей группы по торговле и трансферу технологий в координации дискуссий в рамках ВТО и призвали продолжать их, в том числе путем сотрудничества с другими соответствующими международными организациями [6]. 

В отношении электронной торговли члены ВТО пришли к соглашению продолжать активизировать работу в рамках Рабочей программы по электронной торговле, уделяя особое внимание ее аспекту развития, учитывая экономические и финансовые потребности развивающихся и наименее развитых стран-членов [7]. Камнем преткновения тем не менее стал вопрос о продлении моратория на применение таможенных пошлин. Мораторий действовал с 1998 года и был введен с целью поддержания развития электронной торговли. Несмотря на то, что единое мнение в отношении этого вопроса отсутствовало, было принято решение продлить действие моратория до 31 марта 2026 года или следующей министерской конференции в зависимости от того, что наступит раньше [8]. В принятом документе члены ВТО дополнительно подчеркнули готовность к дальнейшему обсуждению и изучению дополнительных эмпирических данных о влиянии моратория на развитие, а также о создании равных условий для развивающихся и наименее развитых стран-членов в развитии их цифровой индустриализации.

Достигнут ли в принятых формулировках в отношении трансфера технологий и электронной торговли компромисс между интересами развитых и развивающихся членов ВТО?


Михеева Евгения

Качур Алексей


[1] Leveraging global semiconductor trade for sustainability: powering sustainability and net zero through global trade and the WTO https://www.youtube.com/watch?v=VDPXcwIClOU

[2] Statista. E-commerce as percentage of total retail sales worldwide from 2021 to 2027, URL: https://www.statista.com/statistics/534123/e-commerce-share-of-retail-sales-worldwide/

[3] The role of transfer of technology in resilience building: work programme on electronic commerce. Communication from the African Group https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/GC/W888.pdf&Open=True

[4] Ibid

[5] Draft Abu Dhabi ministerial declaration, explanatory note by the Chairperson of the General Council, URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN24/W12A1.pdf&Open=True

[6] Abu Dhabi ministerial declaration. Adopted on 2 March 2024, URL: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN24/DEC.pdf&Open=True

[7] Work programme on electronic commerce. Ministerial decision. Adopted on 2 March 2024. https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN24/38.pdf&Open=True

[8] Там же 

Загрузка комментариев...