Соединенные Штаты предлагают масштабное открытие сектора услуг в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО

В кратком изложении американских предложений,поступившем из аппарата Зеллика и распространяемом среди членов ВТО в форме рекомендаций по либерализации экономики конкретных стран, содержится призыв к снижению барьеров, мешающих расширению доступа к таким отраслям, как финансовые услуги (включая банковские и страховые услуги), связь, экспресс-доставка, компьютерные услуги, услуги по распространению и экологические услуги.

Заместитель торгового представителя США Питер Оллгейер заявил при этом, что Соединенные Штаты не просят либерализовать такие отрасли, как водоснабжение, государственное здравоохранение и начальное/среднее образование, отметив, что «решения по этому поводу необходимо принимать национальным правительствам».

В резюме американских предложений, опубликованном 1 июля ведомством торгового представителя США, говорится, что Соединенные Штаты добиваются от других стран принятия обязательств по примерно пятнадцати направлениям, а именно в отношении прозрачности регулирования в сфере услуг, в отношении услуг связи, финансовых услуг, услуг по экспресс-доставке, услуг в области энергетики, экологических услуг, услуг по распространению, услуг в области образования и обучения, услуг в сфере предоставления жилья и других туристических услуг, профессиональных услуг, компьютерных услуг, рекламных услуг, аудиовизуальных услуг, услуг по коммерческому представительству и временного введения профессиональных услуг.

Председатель Коалиции секторов услуг и руководитель «Чабб корпорейшн» Дин О’Хэр, приветствовал новую американскую инициативу, назвав ее «большим шагом в процессе либерализации торговли услугами в рамках ВТО».

По словам других официальных лиц, американские предложения по либерализации в первую очередь обращены к 33 странам Организации экономического сотрудничества и развития, куда входят самые развитые страны мира, и в меньшей степени к развивающимся странам вроде Индии, Бразилии и Филиппин.

Однако некоторые официальные лица, просившие их не называть, сообщили, что в американском предложении нет конкретных просьб к 25 наименее развитым членам ВТО; вместо этого в общей форме отмечается, что либерализация будет способствовать будущему росту и что США готовы обсуждать с ними этот вопрос и оказывать помощь в наращивании потенциала отраслей обслуживания в этих странах.

Предложения США представляют собой самую последнюю по времени инициативу по расширению доступа к рынкам в рамках нового раунда многосторонних торговых переговоров, начатых министрами стран — членов ВТО в столице Катара Дохе в ноябре прошлого года (18 ITR 1814, 15 ноября 2001).

Строго говоря, переговоры по сфере услуг начались в январе 2000 г. и переросли в более масштабные переговоры в рамках ВТО, охватившие также сельское хозяйство и некоторые несельскохозяйственные вопросы.

Осенью прошлого года в Катаре министры торговли стран — членов ВТО и Зеллик решили, что члены ВТО к 30 июня 2002 г. представят свои начальные предложения по принятию другими странами обязательств в отношении либерализации сектора услуг, а к 31 марта 2003 г. подготовят и свои начальные предложения в отношении мер расширения доступа на рынок, которые они готовы предложить другим странам.

Зеллик и министры торговли стран ВТО согласились закончить переговоры в рамках ВТО к 1 января 2005 г.

Как сказал 1 июля Оллгейер, американское предложение охватывает «весь спектр вопросов, в том числе аудиовизуальные услуги в ЕС, финансовые услуги в Латинской Америке и целый ряд услуг в сфере связи, финансов и распространения в Китае.

По его словам, американское предложение знаменует собой серьезный отход от уругвайского раунда переговоров по услугам, когда речь шла о юридически обязывающих «фиксированных обязательствах», закрепляющих сложившуюся практику.

Тем временем ряд неправительственных организаций начал международную кампанию против Генерального соглашения о торговле и услугах (ГАТС) и так называемого катарского раунда переговоров по услугам, утверждая, что они вынуждают членов ВТО открыть для иностранных конкурентов все государственные сферы услуг, разрегулировать этот сектор и взять на себя обязательства, от которых в будущем невозможно будет отказаться.

Секретариат ВТО отверг эти утверждения, назвав их «страшилками». Он утверждает, что ни соглашения в рамках ВТО, ни проходящие сейчас переговоры не могут вынудить никакую страну вопреки ее желаниям либерализовать какой-либо сектор ее экономики или снять ограничения, призванные защитить государственную систему здравоохранения и безопасности.

Как заявил 28 июня генеральный директор ВТО Майк Мур, «ГАТС четко определяет, что его сфера действия не распространяется на государственные услуги, эти правила никто менять не собирается. В руководстве по ведению переговоров однозначно сказано, что каждый член ВТО имеет право самостоятельно определять сектора, подлежащие либерализации»

International Trade Reporter, 14.07.02, Даниэль Прузин и Гари Еркли

Новые рынки – новые возможности

Россия в ВТО – 5 лет: опыт, проблемы и перспективы

Пять лет России в ВТО

Елена Шапиро: в ВТО мы учимся спорить в правовом поле

Заказать заключение по интересующему вас вопросу