Министры поручили ускорить переговоры по механизму разрешения споров ВТО

2024 / Март 27

Реформа механизма разрешения споров ВТО является приоритетной темой для членов организации. На 13-й Министерской конференции ВТО в Абу-Даби министры обсуждали механизм разрешения споров, но договориться о самом важном и трудном вопросе – о возобновлении работы Апелляционного органа – снова не удалось. Итогом переговоров стало Министерское решение от 2 марта 2024 г. [1], в котором три коротких пункта: подтверждение ранее взятого членами ВТО обязательства о реформировании механизма разрешения споров ВТО, признание прогресса в неформальных дискуссиях и поручение делегациям ускорить переговоры.

Цель реформы – полная и хорошо функционирующая система

В итоговом документе, принятом на 12-й Министерской конференции ВТО 17 июня 2022 г., члены ВТО взяли обязательство «провести дискуссии с целью создания полной и хорошо функционирующей системы разрешения споров, доступной для всех членов ВТО к 2024 году» [2]. Это же обязательство министры включили в свое решение на 13-й Министерской конференции в Абу-Даби. Общая формулировка о создании полной, хорошо функционирующей и доступной системы разрешения споров отражает стремление членов ВТО сохранить двухуровневый механизм, в котором присутствуют апелляционные процедуры. 

Продвижение на переговорах, но неформальные дискуссии устраивают не всех

В решении от 2 марта 2024 г. министры торговли признали прогресс в работе по улучшению механизма разрешения споров, но не дали каких-либо пояснений. Нет в Министерском решении и ссылки на консолидированный проект предложений [3], распространенный незадолго до 13-й Министерской конференции. По-видимому, среди членов ВТО нет согласия о статусе этого проекта [4].

Консолидированный проект предложений стал результатом неформальных дискуссий по реформе механизма разрешения споров, которые велись начиная с 17 февраля 2023 года. Вопрос по апелляционным процедурам не решен, и под него в проекте оставлено место. Координацию неформальных дискуссий осуществлял Марко Молина, заместитель Постоянного представителя Гватемалы при ВТО. Обсуждения велись в различных форматах: на двусторонних встречах с делегациями и региональными координаторами, в малых группах и на неформальных заседаниях, открытых для всех членов ВТО [5]. 

Ряд делегаций изначально настаивал на проведении более инклюзивного переговорного процесса и его формализации. Так, в марте прошлого года Секретариат ВТО сообщал, что некоторые члены ВТО поднимали вопросы о характере и инклюзивности проводимых дискуссий [6]. Предложения о формализации переговорного процесса по-прежнему актуальны, но консенсуса по этому вопросу нет. По словам председателя Органа по разрешению споров, Посла Норвегии Петтера Ольберга (Petter Ølberg), проблема в том, что «формализация процесса означает разные вещи для разных делегаций с точки зрения процесса, сроков, целей и руководства» [7]. В этой связи он предложил продолжить работу в неофициальном формате настолько, насколько это возможно для достижения успешного результата.

Переговорный процесс надо ускорить

Последним пунктом в Министерском решении от 2 марта 2024 г. стоит поручение министров чиновникам ускорить обсуждение инклюзивным и прозрачным образом, опираться на уже достигнутый прогресс и работать над нерешенными вопросами, включая процедуры апелляции/пересмотра и доступность системы, для достижения поставленной цели до конца 2024 года. 

После завершения 13-й Министерской конференции председатель Органа по разрешению споров Петтер Ольберг начал консультации с членами ВТО, на которых обсуждаются организационные вопросы по дальнейшим переговорам и их ускорению. В своем отчете от 19 марта 2024 г.[8] он отметил, в частности, что идет поиск кандидата на роль нового координатора процесса по реформированию механизма разрешения споров.

Из отчета Ольберга также следует, что мнения членов ВТО о переговорных подходах разделились. Он отметил, что многие делегации ценят подход, основанный на ранее выраженных членами ВТО интересах («interest-based approach»), и считают его ключевым элементом для достижения субстантивного прогресса в неформальных дискуссиях в течение короткого периода времени. По его словам, для нескольких делегаций этот подход имеет существенное значение для достижения цели к концу 2024 года. Однако другие члены ВТО призывают к использованию традиционного «position-based» подхода с надлежащим ведением записей о проводимых встречах, указанием авторов предложений и распространением всех предложений среди членов ВТО.

В заключение отметим, что, несмотря на продвижение на переговорах и признание прогресса в неформальных дискуссиях, остается неопределенность относительно ключевого вопроса об апелляционном процессе и возобновлении работы Апелляционного органа. Перед переговорщиками поставлена серьезная задача, необходимо проделать большой объем работы, а оставшееся время ограничено. Будем надеяться, что подходы к организации переговорного процесса будут согласованы в ближайшее время и переговорщики перейдут к детальным субстантивным дискуссиям, в том числе об улучшении апелляционных процедур.


Шпильковская Наталья


[1] МС13, Ministerial Decision on Dispute Settlement Reform, adopted on 2 March 2024, WT/MIN(24)/37, WT/L/1192, 3 March 2024.

[2] Пункт 3, MC12 Outcome Document, adopted on 17 June 2022, WT/MIN(22)/24, WT/L/1135, 22 June 2022.

[3] Проект министерского решения по разрешению споров, Приложение 1 к Документу ВТО № Job/GC/385 от 16 февраля 2024 г.

[4] Вопрос о статусе консолидированного текста предложений поднимался делегациями на заседании Органа по разрешению споров 19 марта 2024 года. Пресс-релиз ВТО «Chair briefs members on consultations regarding post-MC13 dispute settlement reform work» от 19 марта 2024 года.

[5] Пресс-релиз ВТО «Members briefed on informal dispute settlement reform talks» от 31 марта 2023 года.

[6] Там же.

[7] Документ ВТО № JOB/DSB/9 от 19 марта 2024 года.

[8] Там же.

Загрузка комментариев...