В последние месяцы члены ВТО активно работают над вопросом «апелляции/пересмотра», который является одним из самых сложных на переговорах по реформированию механизма разрешения споров ВТО. В экспертных кругах и на переговорах обсуждаются различные идеи, в том числе полный отказ от апелляционных процедур, замена их на «пересмотр», проводимый третейскими группами, а также модификация апелляционных процедур, включая установление дополнительных требований к апелляциям и стандарту их рассмотрения.[i]
Отказ членов ВТО от апелляционного процесса и Апелляционного органа фактически означал бы откат к временам ГАТТ. Готовы ли члены организации к такому шагу и его последствиям? Статистические данные об апелляциях с момента создания ВТО показывают, что спрос на услуги Апелляционного органа сохраняется (см. График 1[ii]). Например, в 2023 г. апелляции были поданы на девять докладов третейских групп. На конец прошлого года число споров, по которым апелляции ожидают рассмотрения, достигло 30.[iii]
Согласно статье 17.6 Договоренности о разрешении споров[iv], «апелляция ограничивается правовыми вопросами, которые обозначены в докладе третейской группы, и юридическим толкованием, данным третейской группой». Иными словами, действуя добросовестно, для подачи апелляции сторона спора должна выявить правовую проблему в юридическом толковании и/или выводах третейской группы. Воспользовавшись правом на апелляцию, стороны спора рассчитывают на проверку законности и обоснованности толкований и решений, принятых третейской группой.
Вопрос в том, какой орган сможет лучше и эффективнее обеспечить проверку законности и обоснованности толкований и решений, принятых третейской группой. Должен ли это быть постоянно действующий Апелляционный орган (независимый от третейских групп) или же сама третейская группа, чьи толкования и решения обжалуются в процессе «апелляции/пересмотра»? По мнению автора, отказываться от апелляционных процедур и Апелляционного органа, предусмотренных в Договоренности о разрешении споров, не следует. Спрос на услуги Апелляционного органа был, есть и сохранится в будущем.
Наталья Шпильковская
[i] WTO, Dispute Settlement Reform Process, 18 July 2024, Minutes of the Heads of Delegation Meeting, WT/GC/DSR/M/3, 24 July 2024. См. также WTO, World Trade Report 2024, Trade and Inclusiveness: How to make trade work for all”, p.112, “Soft rules and the informational role of the WTO” by Giovanni Maggi. Например, Джованни Маджи, професор экономики и международных дел Йельского университета, считает, что можно отказаться от Апелляционного органа и вернуться в систему ГАТТ и к ее «мягким» правилам.
[ii] WTO, Annual Report 2022, p. 144. В график добавлены данные за 2022-2024 годы. Количество апелляций в 2024 г. по состоянию на 5 ноября 2024 года.
[iii] WTO, Annual Report 2024, p. 133. Апелляции не рассматриваются, так как работа Апелляционного органа заблокирована с 10 декабря 2019 года. США продолжают блокировать процесс выбора новых членов Апелляционного органа.
[iv] Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
18 ноя 2024
8 ноя 2024
3 дек 2024
14 ноя 2024