Президентские выборы в США пройдут 5 ноября 2024 г. Одним из ключевых пунктов президентской кампании Дональда Трампа является резкое повышение ввозных пошлин на иностранные товары. Так, Трамп неоднократно заявлял о планах ввести 60 % пошлины в отношении всех товаров из Китая, а также пошлины в 10-20 % на все импортируемые товары.
Эксперты из организаций The Hamilton Project и Peterson Institute for International Economics обсудили, что это будет значить для внутреннего рынка США и для мировой торговли.
С обеих сторон последствия представляются экспертам катастрофичными. Примерную картину можно представить на примере тарифов, введенных в отношении ряда китайских товаров в период предыдущей администрации Дональда Трампа, в значительно укрупненном масштабе (охват товаров, на которые будут распространяться предлагаемые тарифы, в объемах торговли в 8-9 раз превышает предыдущие).
Эксперты прогнозируют, что подобная мера вызовет колоссальный шок на внутреннем рынке: очевидно, повысятся цены, причем не только на импортные товары, но и на товары, производимые в США с использованием иностранного сырья или компонентов. Финансовый регулятор встанет перед выбором между повышением ставки для замедления инфляции и понижением ставки для борьбы с безработицей и снижения риска рецессии. Ни один из вариантов не является оптимальным. Кроме того, следует ожидать ответных мер от стран-импортеров, подобных введенным КНР при предыдущем повышении пошлин на китайские товары.
По мнению экспертов, заявленных Дональдом Трампом целей повышение пошлин не достигнет. Не следует ожидать кратного увеличения числа рабочих мест в национальном производственном секторе, так как на их сокращение в развитых странах влияет не столько либерализация торговли, сколько повышение эффективности производства. Кроме того, национальные индустрии также столкнутся со сложностями, связанными с повышением стоимости производства товаров из импортируемого сырья и возможными ответными мерами других стран.
Что касается увеличения доходов бюджета и сокращения торгового дефицита, повышение ставок импортных пошлин – это архаичный метод решения данной проблемы. В настоящее время он используется только развивающимися странами, чьего ресурса не хватает на поддержание эффективной системы налогообложения. Кроме того, эксперты отмечают, что доходы от предлагаемых пошлин в любом случае не будут достаточными для того, чтобы профинансировать все предвыборные обещания Трампа.
Введение 10-20 % тарифов в отношении всего импорта представляется немотивированным в принципе: оно затронет потребительские цены на товары, которые не производятся в США вообще, осложнит отношения США со странами-партнерами и затруднит любые попытки координации усилий в экономической борьбе против Китая. Неясным видится и то, как введение общих тарифов будет функционировать в отношении импорта из стран, с которыми у США заключены соглашения о зоне свободной торговли.
Столь радикальные меры также неминуемо отразятся на глобальной торговле в рамках ВТО. Несмотря на то, что в последние года США и без того последовательно пренебрегают правилами ВТО, столь масштабное и очевидное нарушение базовых принципов Соглашения ВТО произведет эффект разорвавшейся гранаты. Подобная мера даст другим членам ВТО основание также перестать соблюдать Соглашение ВТО в принципе, а в таком случае мировая торговля, по сути, вернется к уровню развития 1930-х годов.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), ставшее позже основой для ВТО, было создано в 1947 г. после Второй мировой войны, чтобы избежать усиления ограничительных протекционистских политик, наблюдавшихся в 1930-х годах. ГАТТ впервые на многостороннем уровне зафиксировало важнейшие принципы в торговле, такие как недискриминация и доступ на рынки. Последний предполагал фиксирование в так называемых перечнях уступок уровней тарифных пошлин всех участников переговоров, которые постепенно снижались в ходе последующих раундов переговоров.
Оставив за рамками вопросы эффективности применения тарифных пошлин, существует достаточное количество современных инструментов торговой политики, которые являются более таргетированными, например, антидемпинговые и компенсационные меры, а также фискальные меры и нетарифные меры регулирования торговли (включая ТБТ и СФС-регулирование). Такие инструменты также зачастую используются государствами как меры скрытого протекционизма, однако они сконцентрированы в специфических секторах экономики и не оказывают сопоставимого с тарифами влияния на объемы торговли.
Наконец, эксперты отмечают, что даже если обещаемые Трампом пошлины не будут введены сразу же, но будут использоваться в качестве угрозы для ведения торговых переговоров, это вызовет предварительную реакцию со стороны рынка, и эффект в отношении глобальных цепочек поставок все равно будет заметен.
В свою очередь, Камала Харрис высказывается о введении общего тарифа критически и в случае победы вряд ли будет использовать пошлины в качестве экономического оружия, по крайней мере, не в таких масштабах. Однако, от администрации Харрис скорее всего также не следует ожидать позитивных изменений в торговой политике США. Ожидается, что Харрис продолжит риторику Байдена по обвинению КНР в несправедливых торговых практиках, оставит в силе большую часть действующих тарифов и не будет предпринимать значительных усилий в рамках международного торгового сотрудничества, в том числе в ВТО.
18 ноя 2024
8 ноя 2024
3 дек 2024
14 ноя 2024