Зеленые политики – границы допустимого

2023 / Июль 27

Под «зелеными политиками» понимается весь комплекс мер государственной поддержки, направленной на проекты в области экологии, возобновляемой энергии или изменения климата. Если в ряде случаев поддержка деятельности по улучшению состояния окружающей среды способствует выработке позитивных экологических практик, то другие механизмы могут существенно исказить торговлю и, напротив, замедлить глобальный переход к зеленым технологиям. Ситуация осложняется отсутствием на данный момент единого понимания «вредных» или «запрещенных» зеленых политик, которое необходимо выработать в кратчайшие сроки. «Зеленые» программы государственной поддержки подчиняются общим правилам ВТО – в частности, ГАТТ 1994, а также Соглашению по субсидиям и компенсационным мерам. Однако в силу отсутствия в соглашениях раздела, посвященного непосредственно экологическим мерам, страны трактуют их по-разному – как исключения или как часть общих правил, что существенно затрудняет возможность достижения консенсуса.

Потенциальные риски зеленых политик заключаются в том, что большинство из них реализуется крупными в экономическом отношении странами, использующими климатическую повестку как инструмент протекционизма. Развивающиеся же страны не могут или не хотят участвовать в бюджетной гонке. Таким образом, усугубляется неравенство между более и менее обеспеченными экономиками. Так, финансирование одного «Зеленого курса» ЕС составляет около 314 миллиардов долларов США в год[i], что составляет более половины от общей суммы, которую могут себе суммарно позволить все развивающиеся страны (включая КНР [со средним объемом вложений в климатические проекты – 51 миллиардов долларов США в год][ii]) – 600 миллиардов долларов США[iii].

Для выработки единого понимания пределов применения зеленых политик прежде всего необходимо классифицировать меры по видам, из которых в свою очередь можно выделить наносящие ущерб экономике и однозначно отнести их к разряду запрещенных. Политики могут принимать следующие формы, часть из которых спорны с точки зрения норм ВТО:

·     условные выплаты местным субъектам (капитальные гранты ЕС для МСП на оборудование для возобновляемых источников энергии, льготные тарифы (Онтарио), Ex-Im США и т. д.);

·     предоставление технологий и частных экосистемных услуг (такие как поглотители углерода и борьба с наводнениями);

·     предоставление инфраструктуры (например, свалка токсичных отходов);

·     фундаментальные или специальные исследовательские проекты (например, национальные лаборатории или APRA-E (США));

·     освобождение от налогов для производителей возобновляемой энергии (напр., освобождение от подоходного налога в размере 70% от установленного законом дохода в течение пяти или десяти лет для компаний, занимающихся арендой мощностей по выработке солнечной энергии в Малайзии);

·     распределение бесплатных углеродных единиц (с учетом национальных налогов на выбросы углерода или систем торговли квотами);

·     государственные кредиты по ставкам ниже рыночных (решают проблему нехватки инвестиций).

·     а также, меры, оказывающие прямое негативное влияние на импортеров продукции в страну применения данных мер (в частности, трансграничные механизмы регулирования выбросов углерода, основанные на принципе «загрязнитель платит», пример – ПКУМ ЕС).

Последняя категория, на наш взгляд, представляет наибольшую угрозу, поскольку данные меры выходят за рамки национального регулирования и направлены напрямую на увеличение расходов импортеров конкретных категорий товаров.

Зеленая политика однозначно должна быть отнесена к разряду запрещенных, если она: рассчитана на конкретные предприятия или отрасли; существенно искажает мировую торговлю; не сопровождается обоснованием недоступности альтернативных мер, оказывающих менее негативное влияние на торговлю; имеет недостаточное научное обоснование того, что фактор, на который направлена политика, является основной причиной изменения климата (примером отклонения от принципа технологической нейтральности в данном случае может служить чрезмерная концентрация на выбросах CO2, при отказе от рассмотрения других, например, неантропогенных, факторов изменения климата).

Подводя итог, введение торговых ограничений с целью изменить «правила игры» в пользу отечественной «зеленой» промышленности следует рассматривать, во-первых, как недопустимую практику с точки зрения норм ВТО, во-вторых, как препятствие рыночным принципам, поскольку успешность такой «зеленой политики» основывается лишь на государственной поддержке, но не на собственной эффективности. В то же время важно подчеркнуть, что чрезмерное ограничение или отказ от государственной поддержки в климатической сфере невозможен, поскольку последствия изменения климата имеют глобальный характер и должны оставаться под государственным контролем для гарантии осуществления борьбы с экологическими проблемами как в развитых, так и в развивающихся странах. Поэтому при определении «полезных» зеленых политик, пожалуй, важно обозначить такие критерии как доказанное достижение позитивных экологических эффектов и отсутствие искажающих торговлю последствий.

 

Анастасия Коломина




[i] Supporting climate action through the EU budget. URL: https://climate.ec.europa.eu/eu-action/funding-climate-action/supporting-climate-action-through-eu-budget_en#:~:text=entire%20EU%20budget.-,EU%20budget%202021%2D2027%3A%20Commission%20proposal%20to%20further%20strengthen%20climate,1.8%20trillion%20in%202018%20prices).

[ii] China Government Expenditure: Environment Protection. URL: https://www.ceicdata.com/en/china/government-revenue-and-expenditure-monthly/government-expenditure-environment-protection#:~:text=China%20Government%20Expenditure%3A%20Environment%20Protection%20data%20was%20reported%20at%20104.300,RMB%20bn%20for%20Nov%202022.

[iii] Finance for climate action: scaling up investment for climate and development. URL: https://www.lse.ac.uk/granthaminstitute/publication/finance-for-climate-action-scaling-up-investment-for-climate-and-development/ (Developing countries are key to climate action: https://www.brookings.edu/blog/future-development/2023/03/03/developing-countries-are-key-to-climate-action/ )



Загрузка комментариев...