Углеродный сбор ЕС: попытка усилить обоснование за счет помощи ряду развивающихся стран

2022 / Апрель 8

В Европарламенте продолжается работа над поправками в проект регламента по пограничному корректирующему углеродному механизму (ПКУМ ЕС; известен также как CBAM, ТУР, углеродный сбор/налог). На этот раз наше внимание привлекло Мнение Комитета по развитию от 28 марта 2022 г., в котором содержится призыв к евродепутатам обратить внимание на потенциал углеродного сбора ЕС в вопросах, затрагивающих интересы ряда развивающихся стран.[i] В этом же документе Комитет по развитию предложил свои поправки в проект регламента по ПКУМ, который был представлен Европейской комиссией в июле 2021 года.

На основе текста предлагаемых поправок и обоснований Комитета по развитию можно сделать ряд интересных, на наш взгляд, выводов.

Во-первых, члены Комитета понимают, что к вопросу распределения средств, полученных Евросоюзом от продажи сертификатов ПКУМ, приковано большое внимание и что этот вопрос может быть важным для защиты ПКУМ на площадке ВТО. Более того, евродепутаты признают, что предложенное Еврокомиссией расходование части полученных от ПКУМ средств вызывает вопросы. В частности, парламентарии отметили, что использование доходов от ПКУМ для покрытия доли платежей по займам фонда Next Generation EU не помогает защитить климат. Такое использование доходов, по мнению Комитета, «ослабляет доверие к ПКУМ как к законной торговой мере» и «делает характер ПКУМ неоднозначным».

С помощью предложенных поправок Комитет по развитию пытается повысить шансы на признание ПКУМ законным инструментом, в том числе в случае возбуждения спора в ВТО. Например, Комитет заявил, что «использование доходов от ПКУМ для новых мер по защите климата в развивающихся странах с особыми потребностями повышает его легитимность в качестве допустимого механизма по статье XX ГАТТ». По мнению Комитета, такое использование доходов от ПКУМ «значительно повышает [его] эффективность и целостность» и «поможет генерировать принятие и поддержку этого механизма на международном уровне, в том числе в ВТО». (Подробнее о том, что ЕС намерен использовать статью XX ГАТТ 1994 для защиты ПКУМ, читайте здесь).

Во-вторых, члены Комитета по развитию признают, что применение ПКУМ ЕС приведет к дополнительным административным и финансовым издержкам при поставке в Евросоюз охваченных ПКУМ товаров (цемента, электричества, удобрений, железа, стали и алюминия, а также, возможно, органических химических соединений, водорода, пластмасс и изделий из них[ii]). В частности, в качестве обоснования для направления доходов от ПКУМ на поддержку ряда развивающихся стран Комитет отметил: «Система возлагает на третьи страны несколько видов затрат, таких как: цена, которая должна быть оплачена за выбросы парниковых газов, расходы на значительную административную работу, необходимую для соблюдения требований (расчет выбросов, отчетность, верификация), потери от экспортной выручки, когда товары становятся неконкурентоспособными, затраты на необходимые инвестиции для восстановления конкурентоспособности».[iii] Это пояснение, в том числе иллюстративный перечень дополнительных расходов, приводится Комитетом применительно к ряду развивающихся стран, но такие расходы в связи с ПКУМ понесут также экспортеры из других стран, поставляющих в Евросоюз охваченные ПКУМ товары.

В-третьих, Комитет по развитию предлагает использовать гибкий подход в применении регламента ЕС по ПКУМ в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран[iv] и стран с уровнем дохода ниже среднего[v]. В частности, предлагается защитить «страны с небольшими ресурсами и неотложными потребностями» от необходимости нести дополнительную нагрузку из-за ПКУМ. Также предусматривается поддержка этих стран в укреплении их способности справляться с последствиями изменения климата.

Согласно Комитету по развитию, определенную гибкость предлагается предусмотреть в части снижения обязательств по сдаче сертификатов ПКУМ в отношении охваченных товаров, импортированных из наименее развитых стран.[vi] Комитет указал, что предлагаемое послабление должно осуществляться «в соответствии с правилами ВТО», но не пояснил, каким образом это будет достигнуто.

По-видимому, предполагается возможность установления различных правил в отношении аналогичных товаров, происходящих из разных членов ВТО. В этой связи возникает вопрос о потенциальном нарушении Евросоюзом статьи I:1 ГАТТ 1994 (Общий режим наиболее благоприятствуемой нации). Согласно статье I:1, любое «преимущество, предпочтение, привилегия или иммунитет», предоставляемое товару из одной страны, должно быть предоставлено «немедленно и безусловно» аналогичному товару члена ВТО.

Что касается использования финансовых средств, которые ЕС будет получать от продажи сертификатов ПКУМ, то часть из них Комитет по развитию предлагает направить на техническую помощь и поддержку, которая будет компенсировать затраты на соблюдение ПКУМ в наименее развитых странах и странах с уровнем дохода ниже среднего.[vii] Комитет предложил предусмотреть, что «страны-бенефициары должны быть отобраны среди наименее развитых стран, а также среди стран с доходом ниже среднего, особенно пострадавших от ПКУМ».[viii] По всей видимости, в случае принятия этих поправок, процесс отбора стран-бенефициаров будет доверен Европейской комиссии.

Подробнее о содержании проекта регламента ЕС по ПКУМ читайте здесь, а о предлагаемых поправках в этот проект – здесь.

Автор: Наталья Шпильковская

 


[i] European Parliament, Opinion of the Committee on Development for the Committee on the Environment, Public Health and Food Safety on the proposal for a regulation of the European Parliament and of the Council establishing a carbon border adjustment mechanism (COM(2021)0564 – C9-0328/2021 – 2021/0214(COD)), 28.3.2022.

[ii] В Приложении 1 к проекту регламента по ПКУМ указываются: цемент, электричество, удобрения, железо, сталь и алюминий, но Комитет по окружающей среде, общественному здравоохранению и безопасности пищевых продуктов Европейского парламента предложил расширить этот охват за счет включения органических химических соединений, водорода, пластмасс и изделий из них.

[iii] Мнение Комитета по развитию Европейского парламента от 28.3.2022, стр. 3.

[iv] В настоящее время к этой группе относятся 46 стран: https://unctad.org/topic/least-developed-countries/list.

[v] Согласно классификации Всемирного банка, в 2022 г. к группе стран с уровнем дохода ниже среднего относятся страны с ВНД на душу населения от 1046 до 4095 долларов США.

[vi] Предлагаемый пункт 12а в преамбулу проекта регламента ЕС по ПКУМ.

[vii] Предлагаемая статья 24а.1 в проект регламента ЕС по ПКУМ.

[viii] Предлагаемая статья 24а.3 в проект регламента ЕС по ПКУМ.

Загрузка комментариев...