Стратегия США в торговле сталью и алюминием

2022 / Март 30

Любопытное сочетание инструментов и задач торговой политики прослеживается в соглашениях США о торговле сталью и алюминием: противодействие субсидируемому и демпинговому импорту, декарбонизация промышленности, ограничение доступа на рынок производителей с избыточными мощностями и нерыночными практиками, проверка инвестиций.

Что этому предшествовало?

В соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли США от 1962 г. (Trade Expansion Act), который позволяет принять односторонние меры по ограничению торговли исходя из интересов национальной безопасности, импорт стали облагается тарифом 25%, а алюминия – 10%. Эта мера была принята в 2018 г. по результатам расследования в рамках раздела 232[i], когда Министерство торговли США пришло к выводу, что импорт стали и алюминия якобы «угрожает национальной безопасности» страны, и рекомендовало Президенту принять меры для защиты отрасли.

Повышение импортных тарифов США на сталь и алюминий вызвало ответный рост импортных пошлин для американской продукции (не только из стали и алюминия), а также волну жалоб на площадке ВТО: в Орган по разрешению споров обратились Китай, Индия, ЕС, Канада, Мексика, Норвегия, Россия, Швейцария, Турция.

Как США действуют сейчас?

США стали восстанавливать отношения с партнёрами в торговле сталью и алюминием для «противодействия несправедливым торговым практикам и обеспечения конкурентоспособности американских производителей на мировых рынках».

С октября 2021 г. ЕС и США начали предпринимать совместные шаги по возобновлению трансатлантических торговых потоков сталью и алюминием и решению общих проблем в этом секторе. По результатам уже достигнутых договоренностей, США с 1 января 2022 г. не применяют импортные пошлины в рамках раздела 232 на определенный объём европейского экспорта продукции из стали и алюминия в рамках тарифных квот, которые равны историческим объемам экспорта. Со своей стороны, ЕС с 1 января 2022 г. отменил введенные в июне 2018 г. тарифы на широкий ассортимент американских товаров.[ii]

В соответствии с совместным заявлением ЕС и США от 31 октября 2021 г.[iii], стороны закрепили договоренности по следующим направлениям: сотрудничество в использовании средств торговой защиты; мониторинг торговли; консультации для поиска решений проблемы избыточных мощностей; пересмотр и актуализация совместных действий на ежегодной основе. Помимо этого, США и ЕС договорились начать переговоры о глобальном соглашении по решению проблемы углеродоёмкости стали и избыточных производственных мощностей, а также приостановить споры в ВТО. Соглашение ЕС и США по «зелёной» стали Green Steel Deal, переговоры по которому планируется завершить к 2024 г., должно стать «первым в мире углеродным секторальным соглашением по торговле сталью и алюминием».[iv] В качестве первого шага США и ЕС планируют создать рабочую группу для разработки общей методологии оценки выбросов парниковых газов в сталелитейном и алюминиевом секторе. Соглашение будет открыто для всех заинтересованных стран, которые придерживаются рыночных принципов и сокращают торговлю неэкологичной сталью и алюминием. Участники соглашения должны предпринять следующие действия:

(i)    ограничить доступ на рынок для стран, которые не соответствуют рыночным принципам и способствуют созданию избыточных мощностей, путём применения соответствующих мер, включая инструменты торговой защиты;

(ii) ограничить доступ на рынок для стран, производство стали и алюминия которых не соответствует стандартам низкой углеродоёмкости;

(iii) обеспечить соответствие внутренней политики целям соглашения и поощрять снижение углеродоёмкости производства;

(iv) воздерживаться от нерыночных инструментов, которые способствуют увеличению углеродоёмкости и нерыночного потенциала отрасли;

(v)   проводить консультации по государственным инвестициям в снижение углеродоёмкости производства;

(vi) проверять входящие инвестиции от «нерыночных участников» в соответствии с внутренними правовыми рамками.

Одним из поводов к этим договоренностям является планируемый пограничный корректирующий углеродных механизм (ПКУМ) ЕС, в рамках которого углеродоёмкий импорт будет облагаться дополнительным сбором. Так как продукция из стали и алюминия попадает под охват механизма, то ПКУМ выступил бы дополнительным торговым барьером для производителей США. Стратегия переговоров по Соглашению о «зелёной» стали образует «климатический клуб» стран и, вероятно, освободит США от сборов в рамках ПКУМ ЕС. Соглашение ЕС и США обеспечивает план глобальной «зелёной» промышленной стратегии. Страны могут сотрудничать для декарбонизации глобальных секторов с большими выбросами, такими как сталь и алюминий, с конкретными сочетаниями торговых и финансовых инструментов, которые построят устойчивую промышленность внутри страны, одновременно оказывая давление на «грязные» отрасли за рубежом.

Какие страны могут стать потенциальными участницами глобального соглашения о стали и алюминии?

Япония. США и Япония заключили Соглашение о стали и алюминии 7 февраля 2022 г.[v] В рамках договоренностей планируется активизировать сотрудничество в применении средств торговой защиты, контролировать взаимную торговлю, сотрудничать в области решения проблемы нерыночных избыточных мощностей и углеродоемкости производства, а также обсудить методологию расчета углеродоемкости стали и алюминия. С 1 апреля 2022 г. США заменит тарифы на сталь и алюминий в соответствии с разделом 232 на тарифные квоты.[vi]

Великобритания. США и Великобритания заключили Соглашение о стали и алюминии 22 марта 2022 г. с целью решения проблемы избыточных мощностей, вызванных нерыночными практиками, и для сохранения национальной сталелитейной и алюминиевой промышленности.[vii] Положения Соглашения схожи с договоренностями с ЕС и Японией. Соглашение позволит исторически устойчивым объемам стальной и алюминиевой продукции из Великобритании выйти на рынок США без применения тарифов раздела 232. США обязуются с 1 июня 2022 г. заменить действующие тарифы на тарифные квоты.[viii] Помимо этого, страны договорились сотрудничать в сфере таможенных процедур, применения мер торговой защиты, проводить мониторинг торговли, решать проблему избыточных мощностей и нерыночных практик в отрасли, обсудить проблему углеродоёмкости, методологию расчета углеродоёмкости стали и алюминия. Новым положением, которое отсутствовало в соглашениях США с ЕС и с Японией, является требование США на ежегодной основе проводить аудит британских сталелитейных компаний, которые принадлежат или контролируются организациями, зарегистрированными в Китае, и осуществляют экспорт в США.

В продолжающемся сдвиге глобальной парадигмы климатическая политика (и не только) отходит от многосторонних переговоров. Общие ценности становятся всё более важными для определения экономических отношений в двустороннем формате. Однако, соответствие подобных договорённостей правилам ВТО вызывает множество вопросов. В определенной степени торговая стратегия США в отношении стали и алюминия направлена на стимулирование реформ за рубежом в ответ на гарантии доступа к внутреннему рынку для стран, которые соответствуют определённым стандартам.

Автор: Татьяна Зуева


[i] An Investigation Conducted Under Section 232 of The Trade Expansion Act of 1962, as amended (January 11, 2018)

[ii] Joint EU-US Statement on a Global Arrangement on Sustainable Steel and Aluminium (October 31, 2021)

[iii] Steel & Aluminium EU-US Joint Statement (October 31, 2021)

[iv] Fact Sheet: The United States and European Union to Negotiate World’s First Carbon-Based Sectoral Arrangement on Steel and Aluminum Trade / The White House (October 31, 2021)

[v] U.S-Japan Joint Statement (February 7, 2022)

[vi] Announcement of Actions on Japanese Imports of Steels under Section 232 (February 7, 2022)

[vii] U.S.-UK Joint Statement on Steel and Aluminum (March 22, 2022)

[viii] Announcement of Actions on UK Imports Under Section 232 (March 22, 2022)

Загрузка комментариев...