Исландия, Коста-Рика, Новая Зеландия, Норвегия и Фиджи запустили инициативу разработки Соглашения об изменении климата, торговле и устойчивом развитии (ACCTS).[i] Как комментируют в Министерстве иностранных дел и торговли Новой Зеландии, цель соглашения состоит в том, чтобы «объединить некоторые взаимосвязанные элементы повестки дня в области изменения климата, торговли и устойчивого развития».[ii]
Совместное заявление лидеров о запуске инициативы ACCTS было сделано еще в сентябре 2019 на полях Саммита ООН по климату в г. Нью-Йорке. В декабре 2019 г. министры по борьбе с изменением климата стран ACCTS и в январе 2020 г. министры торговли стран ACCTS опубликовали совместные заявления. В заявлении от января 2020 г. также говорится об участии Швейцарии в переговорах. В октябре 2021 г. министры торговли в г. Париже и в ноябре 2021 г. министры по борьбе с изменением климата на полях «климатической» конференции в г. Глазго подтвердили решительную поддержку реализации инициативы.
Цель инициативы ACCTS – продемонстрировать, что торговые правила и политики могут взаимно поддерживать торговлю, устойчивое развитие и цели в области климата.[iii]
В рамках переговоров участники инициативы выделяют следующие три ключевых направления:
В торговом сообществе считают повестку переговоров амбициозной, а подход участников инициативы резко контрастирующим с предыдущими попытками включить в преференциальные соглашения положения, связанные с борьбой по изменению климата.
Во-первых, в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) принятые участниками инициативы, взаимные обязательства по либерализации торговли экологическими товарами и услугами будут распространяться на всех членов ВТО. Следует отметить, что и раньше члены ВТО в разном формате предпринимали попытки снижения тарифов на экологические товары. Например, опыт стран-участниц АТЭС по снижению пошлин на экологические товары. Вместе с тем, переговоры по либерализации сектора экологических услуг практически не велись. Поэтому включение в охват переговоров обязательств по либерализации торговли экоуслугами в увязке с либерализацией торговли экотоварами является важным нововведением.
Во-вторых, инициатива направлена на устранение субсидий на ископаемое топливо с использованием торговых инструментов. Субсидии на ископаемое топливо применяются многими членами ВТО, например, в форме налоговых льгот и прямых дотаций. Считается, что они способствуют большему производству и потреблению ископаемого топлива и, соответственно, увеличению выбросов парниковых газов. В свою очередь, отмена субсидий на ископаемое топливо должна содействовать развитию производства «чистых», зеленых товаров. Однако члены ВТО не спешат отказываться от такой формы поддержки. К инициативе по ACCTS проявляло интерес и британское правительство, но именно субсидии на добычу ископаемого топлива «определенно учитывались» при принятии решения не присоединяться к переговорам по ACCTS.[vi]
__________________________________
[i] Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии: https://www.mfat.govt.nz/en/trade/free-trade-agreements/trade-and-climate/agreement-on-climate-chang...
14 мая 2025
12 мая 2025
22 мая 2025
20 мая 2025