Переговоры по Антидемпинговому соглашению ВТО – от «дружеского» подхода до глобальной реформы

2022 / Февраль 18

– Перемены – это хорошо.

– Да, но это нелегко.

«Король Лев»

Антидемпинговое соглашение – часто используемый инструмент защиты торговых интересов членов ВТО в Органе по разрешению споров (далее – «ОРС»).[i]

Быстрый эффект от мер торговой защиты приводит к естественному желанию ряда членов ВТО все чаще задействовать антидемпинговые меры, удобно трактуя и расширяя границы соглашения. В свою очередь, это побуждает промышленность и торговые ассоциации экспортеров оспаривать вводимые пошлины, а также лоббировать пересмотр действующих правил с тем, чтобы гарантировать применение мер строго в определенных ситуациях, но не в целях защиты. В результате уже в 2001 году, всего через несколько лет после образования ВТО, на конференции министров в Дохе было принято решение запустить пересмотр правил по антидемпинговым мерам.[ii]

Переговоры начались с представления предложений наиболее активных членов ВТО. Среди них можно выделить три основные группы. Наиболее широко представленная группа «Друзья переговоров по антидемпинговому соглашению» (Бразилия, Гонконг, Израиль, Исландия, Колумбия, Коста-Рика, Корея, Мексика, Норвегия, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Турция, Чили, Швейцария, Япония) подготовила детальное предложение по улучшению текста соглашения, обозначила слабые места, создающие благоприятную почву для злоупотреблений со стороны органа расследования, в том числе в части определения демпинга, а также предложила включить запрет на практику обнуления.[iii]  Вторая группа во главе с США заявляла, что в пересмотре текста соглашения необходимости нет. Приоритетной целью Вашингтона, проигравшего ряд споров, стало укрепление правового стандарта, используемого третейскими группами и Апелляционным органом (далее – «АО») при оценке соответствия антидемпинговых расследований правилам ВТО (“standard of review”). США утверждали, что третейские группы и АО игнорируют предписание статьи 17.6 Антидемпингового соглашения о «законности» меры на основании одного из допустимых толкований.[iv] Третья - представители ЕС, которые занимали «промежуточную» позицию между первой и второй группами, а также ряд развивающихся стран, в том числе Индия и Китай, которые были заинтересованы в устранении возможных злоупотреблений со стороны государств-импортеров.

В ходе переговоров неоднократно готовились проекты сводных текстов о результатах работы.[v]  В 2015 году «друзья» добавили инициативу по транспарентности и надлежащей процедуре.[vi] Россия, ЕС и Япония представили ответные предложения.[vii]

Несмотря на бодрое начало, переговоры по пересмотру антидемпингового соглашения затянулись, остались неразрешенными противоречия по принципиальным вопросам. Активность участников и интерес к процессу со временем начали угасать. В декабре 2015 года конференция министров в Найроби подытожила отсутствие консенсуса среди членов ВТО по реформе Антидемпингового соглашения.[viii]

В это же время США все чаще заявляют о необходимости глобальной реформы торговой организации. В особенности Вашингтон неоднократно выражает несогласие с деятельностью АО и в итоге, с декабря 2019 года, блокирует его работу. Одной из причин недовольства США стали выводы АО по ряду споров в рамках Антидемпингового соглашения.[ix] Вашингтон призывает членов ВТО согласиться с фактом нарушений в работе бывшего АО. В этой связи становится горячим вопрос о последствиях: не послужит ли признание системных ошибок АО основанием для пересмотра решений по проигранным США спорам, а значит и сложившейся практики по действующему Антидемпинговому соглашению, например, по обнулению.

Представители научного сообщества, а также эксперты, связанные с ВТО, высказывают предложения по возможному пересмотру подходов к рассмотрению споров в рамках соглашения с тем, чтобы найти компромисс с позицией США и в итоге вывести ОРС из сложившегося кризиса. Например, профессор Д.Хиллман, бывший член АО, предложила учредить специальный орган для рассмотрения апелляций исключительно по мерам торговой защиты.[x]

Таким образом, вопрос антидемпингового регулирования в ВТО стал активно обсуждаться уже не в рамках переговоров по тексту соглашения, но в контексте реформы ОРС.

Исходя из текущего положения дел, можно сделать вывод, что переговоры по изменению текста антидемпингового соглашения или не возобновятся вовсе, или станут актуальны уже после проведения глобальной реформы организации, урегулирования системных озабоченностей членов ВТО и достижения договоренности по порядку рассмотрения споров по мерам торговой защиты.

Автор: А.Г. Рузавина



[i] См. публикацию на сайте Центра от 26 января 2022 г. «Антидемпинговое соглашение – абсолютный «чемпион» в ВТО, доступна по ссылке https://www.wto.ru/our-blog/antidempingovoe-soglashenie-absolyutnyy-chempion-v-vto/

[ii] Дохинская декларация министров от 20 ноября 2001 года, параграф 28, WT/MIN(01)/DEC/1

[iii] TN/RL/W/6 of 26 April 2002

[iv] TN/RL/W/130 of 20 June 2003

[v] TN/RL/W/213 of 30 Nov. 2007; TN/RL/W/236 of 18 December. 2008; TN/RL/W/254 of 21 April 2011

[vi] TN/RL/W/257 of 25 June 2015; TN/RL/W/259 of 15 July 2015

[vii] TN/RL/W/260 of 16 July 2015; TN/RL/W/262 of 19 October 2015; TN/RL/W/265 OF 22 October 2015

[viii] Briefing note: Negotiations on rules — anti-dumping and subsidy disciplines (including fisheries subsidies) and regional trade agreements available at https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc10_e/briefing_notes_e/brief_antidumping_e.htm

[ix] USTR Report on the Appellate Body of the World Trade Organization, February 2020, available at https://ustr.gov/sites/default/files/Report_on_the_Appellate_Body_of_the_World_Trade_Organization.pdf

[x] Jennifer Hillman, Three Approaches  to Fixing the World Trade Organization’s Appellate Body: the Good, the Bad and the Ugly?, Georgetown University Law Center, available at https://www.law.georgetown.edu/wp-content/uploads/2018/12/Hillman-Good-Bad-Ugly-Fix-to-WTO-AB.pdf

 

Загрузка комментариев...