Обратный отсчет: как идет подготовка к МК13

2023 / Ноябрь 1

До МК13 остается немногим более 100 дней. Для подготовки к министерской конференции на прошедшей неделе старшие должностные лица членов ВТО встретились в Женеве. Членами ВТО было принято решение для содействия утрачивающим статус НРС странам. Обсуждено более десятка ключевых вопросов международной торговой повестки. В том числе реформа системы разрешения споров и ВТО, сельское хозяйство, рыболовные субсидии, вопросы торговли и развития, электронная торговля, глобальные промышленные цепочки и цепочки поставок, присоединения к ВТО и др. 

На прошлой неделе, 23-24 октября 2023 г., в ВТО состоялась встреча старших должностных лиц (СДЛ). Встреча прошла в рамках подготовки к 13-й Министерской конференции ВТО (МК13), запланированной на февраль 2024 г. в Абу-Даби.

Делегатам удалось обсудить более десятка ключевых вопросов международной торговой повестки, о чем в своем отчете рассказали председатели мероприятия.[i]

В ходе специальной сессии Генерального совета ВТО было принято решение для наименее развитых стран (НРС). Суть решения – предоставление членам ВТО, утрачивающим статус НРС в соответствии со списком ООН, переходного периода для адаптации к постепенному отзыву торговых преференций.[ii] Россия предоставляет такие преференции НРС в рамках Единой системы тарифных преференций ЕАЭС, а перечень стран-бенефициаров системы также ориентирован на список ООН.[iii]

Недавно группа НРС выступила еще с одним предложением в качестве потенциального решения МК13: неприменение экспортных ограничений на сельскохозяйственные товары в отношении НРС и развивающихся стран, нетто-импортеров продовольствия (РСНИП). Несмотря на готовность большинства членов ВТО предоставлять преференции НРС, встают вопросы, связанные, например, с рисками реэкспорта продовольствия в третьи страны, а также с широтой охвата РСНИП, некоторые из которых при этом также являются значительными сельскохозяйственными производителями.[iv]

О некоторых других предложениях членов ВТО в рамках подготовки к МК13 мы ранее писали здесь в разделе «Подготовка к МК13 и будущее МТС».

В отношении реформы системы разрешения споров делегаты одобрили работу на экспертном уровне в Женеве и отметили, что в целях достижения результатов на МК13 этот вопрос должен решаться (1) в приоритетном (по срочности) порядке, (2) с учетом интересов всех членов ВТО и (3) на основе принципов прозрачности и «включенности» всех участников в процесс, в т.ч. содействия эффективному участию развивающихся стран и НРС. За восстановление работы Органа по разрешению споров, в том числе Апелляционного органа, в ходе встречи выступала и российская делегация.[v]

В области сельского хозяйства члены ВТО стремятся к решению вопросов продовольственной безопасности в ходе МК13. Возможна выработка рабочей программы с целью достижения на МК14 результатов, которые бы укрепили сельскохозяйственную торговую систему.

В сфере рыболовных субсидий число ратификаций Соглашения ВТО по рыболовным субсидиям, принятого на МК12 в июне 2022 г., достигло 52. Для его вступления в силу необходима ратификация 2/3 членов ВТО. Кроме того, к МК13 делегации рассчитывают завершить вторую фазу переговоров, которая фокусируется на борьбе с субсидиями, способствующими переизбытку мощностей и перелову. Имеющийся на столе переговоров текст вызывает однако некоторые разногласия.     

Реформа ВТО рассмотрена делегатами с разных сторон. Предложения по ее наполнению варьируются от позиционирования МК13 как министерской конференции, посвященной непосредственно реформе организации, до привлечения к работе ВТО более широкого круга участников, включая частный сектор. В целом решения готовятся по трем ключевым направлениям: институциональные реформы (улучшение процесса и процедур), реформы совещательной (способность ВТО справляться с глобальными вызовами, связанными с торговлей) и переговорной функций организации. В рамках последнего направления и в связи с трудностью выработки решений при большом количестве участников (164 члена организации) предлагается, в частности, принять концепцию «гибкого и открытого мультилатерализма»[vi] и ввести понятие «ответственного консенсуса».

Дополнительными аспектами реформы ВТО стали вопросы промышленной политики, а также торговли и экологической устойчивости (подчеркнута релевантность торговли в борьбе с климатическим кризисом). По этим вопросам пока нет единства подходов, предполагается, что работа по ним на данном этапе будет продолжена в Женеве. 

Кроме того, СДЛ отметили: (1) важность содействия завершению переговоров о присоединении к ВТО новых членов, в особенности НРС; (2) необходимость решения проблем, возникающих в глобальных промышленных цепочках и цепочках поставок, в т.ч. из-за фрагментации международной торговли (возможна декларация MК13 по этому вопросу); (3) прогресс на переговорах по Рабочей программе СФС Декларации, принятой на МК12; (4) разработку Рабочей программы для малых экономик (идет подготовка проекта решения МК13).

В целом повестка встречи СДЛ и, как представляется, предстоящей Министерской конференции достаточно насыщенная. Вместе с тем, очень важно, чтобы субстантивные вопросы обсуждались глубоко, а принимаемые решения не были поверхностными, «косметическими» мерами. Нежелательно также, чтобы переговоры переходили в режим «the General Agreement to Talk and Talk», как их в одно время шутливо называли участники Уругвайского раунда.[vii] Для России это особенно актуально, поскольку правилами ВТО охвачено более 80% ее внешней торговли.[viii]


Полина Тонких


Фото: ©WTO/Bryan Lehmann


[i] Senior Officials Meeting. Chairpersons' Summary. WT/GC/259, TN/C/22, 24 October 2023. 

[ii] К числу таких мер в отношении НРС относится, например, почти на 100% беспошлинный режим доступа на рынки многих стран, в первую очередь развитых.

[iii] С Положением и перечнями стран-пользователей Единой системы тарифных преференций ЕАЭС можно ознакомиться по ссылке: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/tariff_preferences.php

[iv] WTO List of Net Food-Importing Developing Countries, G/AG/5/Rev.12, 29 March 2023. В настоящее время в эту категорию включены такие страны, как Египет, Кения и Перу.  

[v] ТАСС, «Россия выступает за восстановление работы Апелляционного органа ВТО», 24 октября 2023 г.: https://tass.ru/ekonomika/19101383.

[vi] Ранее Гендиректор ВТО отмечала необходимость переосмысления понятия мультилатерализма (многосторонности) в международной торговле. См., в т.ч. https://www.wto.org/english/news_e/spno_e/spno24_e.htm

[vii] См., например, Zartman, I. William. International multilateral negotiation: approaches to the management of complexity I I. William Zartman and associates (The Josser-Bass conflict resolution series), 1994. ISBN 1-55542-642-5.

[viii] Презентации к вебинару Центра экспертизы ВТО «Россия без ВТО: стресс-тест», 01.06.2020 г.




Загрузка комментариев...