О гонке торговых мер, в том числе субсидий, в привязке к вопросам климата

2023 / Февраль 3

Для экономического рывка, обеспечения стойкости экономики перед лицом новых вызовов, обретения максимально возможной независимости от внешних поставщиков, создания более надежных цепочек поставок, повышения конкурентных преимуществ и укрепления позиций на зарубежных товарных рынках нужны новые решения. Требуются такие решения, которые будут улучшать процессы, способствовать промышленному развитию, стимулировать потребительский спрос, создавать новые товарные ниши и отрасли промышленности. Нужно все то, что позволит значительно повысить конкурентоспособность национальной промышленности, присутствие и доминирование отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках. Над поиском новых идей, подходов и решений ломают головы политики, академики и эксперты.

И здесь (для кого-то как нельзя кстати) на первый план выходит проблема изменения климата. Конечно, автора, так же как и очень многих людей на нашей планете, волнует изменение климата и разрушительные последствия стихийных бедствий, но сейчас речь не об этом. Все острее проявляется новая проблема: тема климата стала эксплуатироваться в торговой политике ряда стран для изменения конкурентных условий. Это происходит на внутреннем рынке, но также с прицелом на рынки других стран. Используя правовые нормы, они планомерно создают такие условия в торговле, которые способны как минимум пошатнуть и как максимум полностью подорвать позиции иностранных конкурентов, чтобы позволить внутренним производителям вырваться вперед в этой конкурентной борьбе.    

Многие наслышаны про масштабный, зонтичный проект ЕС под названием «Зеленая сделка», однако ухудшение условий для ведения торговли, прикрываемое борьбой с изменением климата, можно наблюдать в торговой политике и ряда других членов ВТО. Причем растет число желающих использовать вопросы климата таким образом. Складывается впечатление, что у членов ВТО повышается терпимость к тому, что «зеленой» тематикой оправдывается очевидный протекционизм, торговые меры, которые носят дискриминационный характер и ограничивают международную торговлю в нарушение норм ВТО.

Для защиты и поддержки внутренних производителей страны и их объединения традиционно прибегают к различным мерам, среди которых тарифы, ограничения и запреты. Однако теперь меню возможных мер пополняется пограничными корректирующими углеродными механизмами (известными как ПКУМ или CBAM), углеродными налогами и сборами, а также множеством других административных требований и процедур, которые якобы нужны для правоприменения, но которые неминуемо создадут дополнительные барьеры в международной торговле. Некоторые идут еще дальше: они видят хорошие возможности в техническом регулировании, требованиях к процессам, маркировках, стандартах, процедурах подтверждения соответствия. Наконец, частые пользователи защитных мер в торговле, безусловно, продолжат и дальше активно применять антидемпинговые и компенсационные пошлины, в том числе в сфере чистых технологий и в отношении импорта низкоуглеродной продукции.

Большие и далеко идущие стратегические планы и высокие цели, конечно же, требуют больших капиталовложений. На реализацию мер, как напрямую связанных с «зеленой» повесткой, так и искусственно притянутых к ней, будут потрачены огромные средства. Закон США о снижении инфляции, описываемый экспертами как «грандиозная сделка между сокращением выбросов и экономическим ростом», предусматривает направление 369 млрд долл. на проекты чистой энергии. Ожидается, что этот Закон будет способствовать экономическому буму в США, увеличив ВВП страны почти на 1% в 2030 году.

Промышленный план «Зеленой сделки» ЕС, представленный Еврокомиссией 1 февраля 2023 г., является своеобразным ответом США. Этот план предусматривает, в частности, увеличение объема финансирования «зеленого перехода» и ускорение доступа к этим ресурсам. В фондах ЕС часть средств на «зеленые» меры уже собрана: 250 млрд евро на декарбонизацию промышленности (Recovery and Resilience Facility); 40 млрд евро на исследования и инновации, предусмотренные в «Зеленой сделке» (Horizon Europe); 100 млрд евро на «зеленый переход» (Cohesion policies, включая Just Transition Fund).

Это лишь частица планируемых вложений ЕС, поскольку есть и другие фонды (REPowerEU, InvestEU, Innovation Fund), к которым будет добавлен еще один новый фонд (European Sovereignty Fund). Следует также учитывать, что Промышленный план ЕС является «ответом на краткосрочные вызовы» и что в марте 2023 г. Еврокомиссия представит более широкую стратегию повышения долгосрочной конкурентоспособности на рынке ЕС. В этой стратегии, скорее всего, будет представлено много новых проектов, в том числе для «зеленого перехода», и предусмотрено дополнительное финансирование.

Необходимость массивных вливаний в «зеленый переход» Евросоюза Урсула фон дер Ляйен, президент Еврокомиссии, объясняет таким образом:

Следующие десятилетия станут свидетелями величайшей промышленной трансформации нашего времени, а может быть, и любого другого времени. И те, кто разрабатывает и производит технологии, которые станут основой экономики завтрашнего дня, будут иметь наибольшее конкурентное преимущество. Масштабы возможностей очевидны для всех. По оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 г. рынок экологически чистых энергетических технологий массового производства будет составлять около 650 млрд долл. США в год, что более чем в три раза превышает сегодняшний уровень. Чтобы опередить конкурентов, нам необходимо продолжать инвестировать в укрепление нашей промышленной базы и сделать Европу более привлекательной для инвестиций и инноваций. Это то, на что инвесторы внимательно смотрят на различных мировых рынках экологически чистых технологий.

В общем, прогноз погоды в мире торговой политики, к сожалению, не вызывает оптимизма. Все ближе цунами новых ограничивающих торговлю мер, которые декларируются их разработчиками как законные меры в борьбе с изменением климата. Шторм субсидий в гонке за будущие «зеленые» инновации, технологии, производства и товарные рынки на наших глазах стремительно перерастает в серьезный ураган.

В итоге богатые страны станут богаче. Вопрос в том, что делать странам, имеющим ограниченные ресурсы. Как им пройти через череду новых испытаний, созданных «зеленой» повесткой богатых стран, и вырваться из «ловушки бедности»?

 

Автор: Наталья Шпильковская

Загрузка комментариев...