Мораторий ВТО на таможенные пошлины на электронные трансмиссии: за и против

2025 / Июнь 9

Мораторий ВТО на взимание таможенных пошлин с электронных трансмиссий действует с 1998 г. и регулярно продлевается: на 13-й Министерской конференции он был продлен до 14-й Министерской конференции или до 31 марта 2026 г. (в зависимости от того, что наступит раньше). Мораторий запрещает странам облагать пошлинами трансграничные потоки данных.

В последние годы споры вокруг этого моратория обострились: несколько развивающихся стран ставят под сомнение его выгодность, в то время как ряд других государств и экспертов предупреждает о рисках для глобальной цифровой экономики[i]. Действительно ли нужен данный мораторий и сколько пользы он может принести развивающимся и наименее развитым странам? Попробуем разобраться.

В пользу отмены моратория существуют следующие аргументы:

  • Противники моратория указывают, что развивающиеся и наименее развитые страны лишаются существенной доли поступлений в бюджет, которые могли бы быть направлены на развитие экономики. По данным ЮНКТАД, освобождение цифровых продуктов от пошлин обошлось развивающимся странам в примерно 10 млрд долл. США потенциальных доходов за 2017 г.[ii] По оценке Индонезии, за период 2017–2020 гг. совокупные потери стран с низким уровнем дохода и развивающихся стран достигли 56 млрд долл.[iii]

  • Мораторий ограничивает право стран вводить тарифы для защиты своих зарождающихся цифровых отраслей и производства. Тарифы рассматриваются как один из способов дать преимущество местным разработчикам ПО и контента в конкуренции с глобальными технологическими гигантами. А с развитием технологий все больше продуктов будет переходить в цифровую форму.
  • Нынешний режим непропорционально выгоден крупным IT-корпорациям из развитых стран, которые получают колоссальные доходы из трансграничной цифровой торговли, и ряд государств считает разумным и справедливым попытаться получить часть этой прибыли через пошлины. Более того, противники указывают на неопределенность охвата моратория: отсутствует четкое определение «электронной трансмиссии», из-за чего мораторий может распространяться слишком широко[iv], что усложняет оценку его влияния.

За продление моратория выступают следующие аргументы:

  • Беспошлинный режим выгоден малому и среднему бизнесу и развивающимся странам, позволяя им участвовать в цифровой торговле с минимальными барьерами. Доля МСП в мировом экспорте трансграничных услуг составляет порядка 67%[v].

  • Мораторий обеспечивает предсказуемую, беспошлинную среду для развития электронной коммерции и цифровой торговли по всему миру, уменьшая регуляторную неопределенность и стимулируя инвестиции в цифровой сектор. Отмена этого режима подорвет доверие бизнеса и может иметь долгосрочные негативные последствия для глобальной цифровой экономики[vi].
  • Исследования показывают, что потенциальные выгоды от обложения цифровых товаров пошлинами незначительны. Согласно оценке, потери бюджетных доходов из-за моратория составляют менее 0,33% от общих доходов правительства в среднем[vii]. При этом ожидается, что рост поступлений от НДС компенсирует упущенную выгоду от таможенных тарифов[viii]. Максимальный потенциал доходов от применения НДС к цифровым товарам оценивается в 2,5 раза выше, чем от введения пошлин[ix].
  • Противники моратория не предложили конкретных правовых определений, технических решений или схем администрирования, которые позволили бы таможенным органам отслеживать, классифицировать и оценивать стоимость нематериальных цифровых потоков, и пока варианты решения этих вопросов не будут представлены, обсуждение отмены моратория будет носить декларативный характер, а не практический.
  • Создание эффективных национальных систем взимания таможенных пошлин с электронных трансмиссий требует существенных финансовых вложений и административных ресурсов: масштабной цифровизации таможни, правовой модернизации и онлайн-мониторинга. Для наименее развитых стран ожидаемый доход в лучшем случае сопоставим с расходами на систему, при этом риски ограничения доступа к дешевым цифровым продуктам растут.
  • Введение пошлин на электронные трансмиссии неминуемо увеличит издержки экспортеров и приведет к росту цен для конечных потребителей, т. е. инфляции. По расчетам Европейского центра международной политической экономии (ECIPE), пошлины на цифровые товары снизят потребление, замедлят экономический рост и сократят налоговые поступления[x].
  • Согласно оценке ECIPE, наиболее развитые из числа развивающихся так же понесут серьезные потери от снятия моратория: ущерб ВВП Индии составит 1,9 млрд долл. США, сокращение рабочих мест составит 1,3 млн, ВВП Индонезии – 164 млн долл. США, сокращение рабочих мест – 66 тыс., ВВП Южной Африки – 25 млн долл. США, сокращение рабочих мест –10 тыс.[xi]
  • Сохранение моратория на глобальном уровне препятствует возникновению разрозненных режимов торговли. Даже если мораторий будет снят, страны все равно будут договариваться о сохранении беспошлинной цифровой торговли: уже сегодня около 100 торговых соглашений включают запрет на цифровые пошлины (это, в частности, USMCA, MERCOSUR, DEPA, CPTTP и др.). Такой путь ведет к регионализации торговли. Продление моратория на многосторонней основе поможет избежать противоречий и цифровых тарифных войн.

Таким образом, отмена моратория в текущих условиях принесла бы для глобальной экономики больше минусов, чем плюсов. Несмотря на небезосновательные претензии развивающихся стран, введение пошлин на электронные трансмиссии грозит замедлением цифровой торговли, ростом инфляции, усилением фрагментации и ростом напряженности в торговле. И вряд ли снятие моратория повлияет на темпы развития наименее развитых стран. А усиление неравенства вполне может произойти.

Превращение временного моратория в постоянное обязательство выгодно для стран-членов ВТО, в том числе и России, так как сохранит беспошлинный экспорт цифровых продуктов, обеспечит беспошлинный импорт IT-решений, поддержит малый и средний бизнес, минимизирует риски протекционизма на внешних рынках, сэкономит ресурсы на администрировании неэффективных пошлин, сделает международную цифровую торговлю более предсказуемой и позволит бизнесу расширить горизонт планирования.

 

Станислав Арнетт




[i] WTO Extends E-Commerce Tariff Moratorium as Broader Negotiations Continue. URL: https://www.whitecase.com/insight-alert/wto-extends-e-commerce-tariff-moratorium-broader-negotiations-continue

[ii] UNCTAD Research Paper No. 29, UNCTAD/SER.RP/2019/Rev.1. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ser-rp-2019d1_en.pdf

[iii] WTO e-commerce tariff moratorium wins temporary reprieve. URL: https://www.reuters.com/technology/wto-e-commerce-tariff-moratorium-wins-temporary-reprieve-2024-03-01/

[iv] Understanding the Moratorium on Customs Duties on Electronic Transmissions. URL: https://www.citizen.org/article/understanding-the-moratorium-on-customs-duties-on-electronic-transmissions/

[v] The WTO moratorium on customs duties on electronic transmissions: statistical summary. URL: https://globaldataalliance.org/wp-content/uploads/2024/02/02222024gdawtostatsum.pdf

[vi] Why the WTO moratorium on digital tariffs should be extended. URL: https://cepr.org/voxeu/columns/why-wto-moratorium-digital-tariffs-should-be-extended

[vii] Report by the International Monetary Fund, the Organisation for Economic Co-operation and Development, the United Nations, The World Bank and the World Trade Organization, “Digital Trade for Development,” 2023, p. 4. URL: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/dtd2023_e.pdf

[viii] Understanding the scope, definition and impact of the WTO e-commerce Moratorium. URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2023/03/understanding-the-scope-definition-and-impact-of-the-wto-e-commerce-moratorium-policy-brief_555f8509/4329569a-en.pdf

[ix] Hanappi, T, A Jakubik and M Ruta (2023), “Fiscal Revenue Mobilization and Digitally Traded Products: Taxing at the Border or Behind It?”, IMF Notes No. 2023/005. URL: https://www.imf.org/en/Publications/IMF-Notes/Issues/2023/09/07/Fiscal-Revenue-Mobilization-and-Digitally-Traded-Products-Taxing-at-the-Border-or-Behind-It-538487

[x] Hosuk-Lee Makiyama and Badri Narayanan, “The Economic Losses from Ending the WTO Moratorium on Electronic Transmissions,” ECIPE Policy Brief No 3/2019. URL: https://ecipe.org/publications/moratorium/

[xi] The WTO moratorium on customs duties on electronic transmissions: statistical summary. URL: https://globaldataalliance.org/wp-content/uploads/2024/02/02222024gdawtostatsum.pdf



Загрузка комментариев...