Международные правила в сфере конкуренции – перезапуск дискуссии в ВТО?

2022 / Февраль 25

Конкуренция является ключевой составляющей эффективного функционирования и развития рыночных отношений, а также осуществления предпринимательской деятельности всеми участниками международной торговли «на равноправной основе». Однако, сегодня на мировых рынках действуют свои правила игры, а условия конкуренции становятся все более непредсказуемыми.

Одна из причин – появление на глобальной сцене таких новых игроков, как транснациональные компании (ТНК), чьи действия зачастую противоречат установленным порядкам и правилам на мировых рынках, нарушая тем самым конкурентные условия в международной торговле.

В то же время растет степень контроля таких компаний над глобальными цепочками добавленной стоимости (ГЦДС) и цепочками поставок. Существует угроза того, что со временем транснациональные гиганты начнут диктовать свои «правила игры», включая условия доступа к ГЦДС и мировым рынкам (что в принципе уже происходит).

В целях выравнивания конкурентных условий и обеспечения равных возможностей для всех участников международной торговли необходимо решить вопрос международного правового регулирования отношений в области конкуренции, что прежде всего касается деятельности ТНК.

ВТО и вопросы конкуренции

Несмотря на то, что действующие нормы и правила ВТО напрямую не регулируют вопросы конкуренции, в соглашениях ВТО, включая Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), есть несколько положений, затрагивающих данную сферу. Это, в том числе, обязательства по взаимному предоставлению национального режима, положения о доступе на рынки товаров и услуг, экспортной конкуренции, госторгпредприятиях, монополиях, применении антидемпинговых мер, субсидиях и ценовому регулированию.

Однако, существующих норм и правил в сфере конкуренции недостаточно для обеспечения равных условий для всех участников многосторонней торговой системы, в связи с чем требуется срочное возобновление конструктивной дискуссии о разработке универсального механизма регулирования деятельности ТНК на мировых рынках. В силу своего охвата и отсутствия адекватной альтернативы, ВТО является наиболее подходящей площадкой для решения данного вопроса.

Путь вперед

1. Самый простой вариант – рассмотрение возможности распространения принципов, заложенных в Статье XVII «Государственные торговые предприятия» ГАТТ 1994 [1], на деятельность ТНК. Распространение на ТНК требования действовать в соответствии с правилом недискриминации и руководствоваться коммерческими соображениями будет способствовать выравниванию конкурентных условий на мировых рынках и продвижению участия компаний, помимо ТНК, в международной торговле.

2. Еще один важный аспект торговой системы ВТО, который следует изучить в контексте деятельности ТНК, это предоставление всем участникам международных торговых процессов равных прав и возможностей. Так, например, ТНК часто создают вертикально-интегрированные структуры по производству, переработке, транспортировке и продаже продукции, что фактически исключает участие в них других компаний, не связанных напрямую с этими глобальными корпорациями.

В связи с тем, что в настоящее время правила и нормы ВТО не распространяются на деятельность ТНК, такие компании могут вводить любые правила в отношении третьих сторон. Таким образом, права участников международной торговли определяются самими ТНК, а не устанавливаются в соответствии с правилами ВТО, в частности, статьями III «Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования» [3] и XI «Общая отмена количественных ограничений» ГАТТ [4].

3. Вопрос обеспечения «равноправного доступа» также предстоит решить и в контексте разработки правил регулирования электронной торговли. Товары и услуги, которые продаются через цифровую торговую площадку, могут подпадать под правила доступа, установленные непосредственно владельцем цифровой платформы. В силу отсутствия соответствующих многосторонних правил в сфере электронной коммерции, доступ к таким платформам может быть ограничен, при этом компаниям может быть отказано в праве доступа на цифровую площадку без объяснения причин.

4. Наконец, доступ к технологиям - еще одна область, которая на настоящий момент не подпадает под свод правил ВТО. Со временем отсутствие таких правил может значительно усилить искажения в глобальной конкурентной среде и привести к дальнейшей изоляции стран и регионов от процессов научно-технологического прогресса.

 

Автор: Александра Мочалова

________________________________

[1] Статья XVII «Государственные торговые предприятия» Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1947, URL: https://base.garant.ru/2560614/a7b26eafd8fd23d18ca4410ac5359e0e/

[2] Соглашение по применению статьи VI Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1994, URL: https://docs.cntd.ru/document/902340078

[3] Статья III «Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования» Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1947, URL: https://base.garant.ru/2560614/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

[4] Статья XI «Общая отмена количественных ограничений» Генерального Соглашения по тарифам и торговле 1947, URL: https://base.garant.ru/2560614/9d78f2e21a0e8d6e5a75ac4e4a939832/

 

Загрузка комментариев...