Глобальных правил в отношении субсидий на рыболовство не существует. В настоящее время порядок, условия и механизм их предоставления регулируется Соглашением ВТО о субсидиях и компенсационных мерах (ССКМ), так как субсидии в рыболовстве относятся к промышленным субсидиям. По общему правилу, субсидии на рыболовство являются субсидиями, которые дают основания для принятия ответных мер – например, в отношении продукции рыболовства могут быть введены компенсационные пошлины, если субсидируемый импорт вызывает неблагоприятные последствия для интересов члена ВТО. Однако нормы ССКМ направлены, в первую очередь, на борьбу с нерыночными практиками, выравнивание условий конкуренции и не учитывают воздействие субсидий на окружающую среду.
Согласно проекту соглашения ВТО по рыболовным субсидиям от 24 ноября 2021 г.[i] (проект соглашения), который был представлен Председателем переговорной группы в преддверии 12-й Министерской конференции ВТО, положения о субсидиях на рыболовство будут содержатся в отдельном соглашении, а не в приложении к ССКМ, как это рассматривалось ранее.
Проект соглашения охватывает субсидии на рыболовство в море (статья 1.1 проекта соглашения). Следовательно, под регулирование соглашения не подпадает аквакультура и рыболовство во внутренних водоемах.
Кроме того, в статье 1.2 в квадратных скобках (из-за отсутствия консенсуса) указывается, что соглашение также распространяется на неспецифические топливные субсидии, которые могут включать освобождение от налога на топливо (специфические топливные субсидии подпадают под охват статьи 1.1). В пояснительной записке к проекту соглашения отмечается, что в качестве компромисса на текущий момент статья 1.2 подразумевает требование об уведомлении в соответствии со статьей 8.1 bis.[ii] Это означает признание вреда от топливных субсидий, однако нераспространение на них дисциплин, изложенных в статьях 3, 4, 5.
В отношении субсидий, содействующих незаконному, несообщаемому и нерегулируемому (ННН) рыбному промыслу, в статье 3 устанавливается их полный запрет и определяется, что каждый член ВТО должен иметь действующие законы и/или процедуры для обеспечения этого. Для развивающихся членов ВТО предусмотрена оговорка о том, что в течение двух лет дисциплины статьи 3 на них распространяются, но не подлежат началу процедуры по урегулированию споров в ВТО в случае низкодоходного рыбного промысла с освоением незначительных ресурсов, обеспечивающих средства к существованию, на расстоянии до 12 морских миль от берега.
Статья 4 касается запрета на субсидии в отношении переловленных рыбных запасов, за исключением субсидий, которые направлены на восстановление запасов. Признание перелова должно определяться соответствующим прибрежным государством или Организацией регионального управления рыболовством на основе наилучших имеющихся научных данных. Статья 4 также содержит оговорку, идентичную статье 3.
Примерный перечень запрещенных субсидий, связанных с перепроизводством и переловом, приведенный в статье 5.1, включает: субсидии на строительство, приобретение и модернизацию судов; субсидии на приобретение машин и оборудования для судов; субсидии на покупку топлива, льда или наживки; субсидии на расходы на персонал, социальные отчисления или страхование; поддержка доходов и цен; субсидии, покрывающие операционные убытки.
При этом такие субсидии могут быть разрешены, если субсидирующий член продемонстрирует, что принимаются меры для поддержания рыбных запасов на биологически устойчивом уровне (статья 5.1.1).
Специальные положения для развивающихся стран в статье 5.4 при определенных условиях освобождают их от охвата статьей 5.1. Однако, если на долю развивающейся страны приходится более 10% мирового объема ловли рыбы, то специальные положения статьи 5.4 на неё не распространяются (уточнение в отношении Китая, который является развивающимся членом ВТО).
В соответствии со статьей 6.1 запрет из статьи 5.1 не распространяется на наименее развитых членов ВТО. Срок переходного периода освобождения от запретов наименее развитых стран в текущей версии проекта соглашения не установлен и подлежит дальнейшему обсуждению.
Проект соглашения предусматривает создание Комитета по рыболовным субсидиям, ответственного за рассмотрение информации о рыболовных субсидиях, которую будут предоставлять члены ВТО, и за пересмотр соглашения.
Основными противоречиями в процессе переговоров по рыболовным субсидиям являются следующие вопросы:
1. Особый и дифференцированный режим для развивающихся и наименее развитых стран.
Перечень наименее развитых стран регламентирован в соответствии со списком ООН, в то время как перечень развивающихся стран основан на самопровозглашении членов ВТО. Сохраняются разногласия о продолжительности переходного периода для развивающихся стран и озабоченность членов ВТО по поводу предоставления такого режима развивающимся странам, которые уже ведут рыболовный промысел в крупных промышленных масштабах. Три крупнейшие рыболовные страны являются развивающимися странами в рамках ВТО, но на их долю пришлось более 30% мирового морского улова в 2018 г.: Китай (15%), Перу (8%) и Индонезия (8%).
2. Исключения для устойчивого управления рыболовством.
Развитые страны настаивают на исключении для субсидий, направленных на поддержание запасов на биологически устойчивом уровне. Развивающиеся страны критикуют предложение, поскольку это исключение принесло бы непропорционально большую пользу крупным субсидирующим игрокам, таким как Япония, Республика Корея и ЕС.
3.Топливные субсидии.
Топливные субсидии (включая освобождение от налога на топливо) представляют собой самый крупный вид субсидий, составляющий 22 % от общего объема субсидий на рыболовство.[iii] В связи с чем ряд членов ВТО поддерживают их запрет. Другие члены не считают целесообразным подвергать запрету общедоступные (т. е. неспецифические в понимании ССКМ) меры поддержки, поскольку фактически они не считаются субсидиями. В частности, по мнению ЕС, общий запрет налоговых льгот на топливо для рыболовных судов ЕС помешает созданию равных условий для удаленного флота ЕС и будет стимулировать дозаправку в открытом море. Вместо этого Европейская комиссия предлагает рассмотреть вопрос специфических субсидий на покупку топлива, которые снижают окончательную цену ниже цены мирового рынка.[iv]
Так как члены ВТО принимают решения на основе консенсуса, то требуется единогласие всех 164 членов по тексту планируемого соглашения.
Автор: Зуева Т.Г.
[iii] Sumaila, U. Rashid, et al. “Updated estimates and analysis of global fisheries subsidies”, Marine Policy 109 (2019), стр. 2.
[iv] https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/E-9-2021-003312-ASW_EN.html#def1
14 мая 2025
12 мая 2025
22 мая 2025
20 мая 2025