Декларация ВТО по внутреннему регулированию в услугах – выгоды для России?

2022 / Январь 31

В декабре прошлого года группа членов Всемирной торговой организации (ВТО) приняла Министерскую декларацию о внутреннем регулировании в услугах [1]. Несмотря на перенос 12-ой Министерской конференции ВТО, участникам все же удалось успешно завершить переговоры по Дисциплинам (правилам) по внутреннему регулированию в услугах. Дисциплины не затрагивают вопросы доступа на рынок и национального режима, а направлены исключительно на повышение транспарентности и снижение административного бремени для поставщиков услуг. Согласно принятой декларации, члены ВТО должны в течение года инкорпорировать дисциплины в свои обязательства через внесение в перечни специфических обязательств соответствующей отсылки к тексту разработанных дисциплин. Несмотря на то, что в настоящий момент данная договоренность содержит ограниченное число участников, она является открытой для присоединения всех заинтересованных членов ВТО. В свою очередь, участие всех членов организации в инициативе позволит добиться максимального эффекта от действия единых правил по внутреннему регулированию в торговле услугами.

История переговоров.

Такому успеху на площадке ВТО предшествовали годы переговоров. Все началось в 1995 году с вступления в силу Генерального соглашения ВТО по торговле услугами (ГАТС), когда члены организации договорились разработать дисциплины по внутреннему регулированию в услугах. Переговоры были начаты на основе т.н. «встроенного мандата» ст.VI:4 ГАТС. Однако долгое время достичь согласия по содержанию дисциплин не удавалось. Стало очевидным, что достижение результата с участием всех членов ВТО – невозможно. Одна из причин – блокировка формальных переговоров со стороны Индии и Африканской группы [2], которые выступали категорически против переговоров по всем т.н. «новым вопросам» (это и внутреннее регулирование в услугах, и содействие инвестициям, и электронная коммерция).

Толчком к активизации переговоров стал запуск Совместной инициативы по внутреннему регулированию в услугах, принятой на полях 11-й Министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе в 2017 году министрами 59 членов ВТО, в том числе России [3]. Это дало возможность вести переговоры в плюрилатеральном формате (с ограниченным числом участников). Министерская декларация, принятая по итогам неформальной министерской встречи в Париже в 2019 году, стала очередным подтверждением намерения сторонников инициативы достичь договоренностей по внутреннему регулированию в услугах [4].

Сейчас участниками инициативы являются уже 67 членов организации (из 164), на долю которых приходится более 90% мировой торговли услугами, включая Россию, ЕС, США и Китай.

Суть Дисциплин.

Результаты переговоров по внутреннему регулированию в услугах устанавливают четкие критерии и требования к процедурам лицензирования и признания квалификаций поставщиков услуг, а также техническим стандартам, влияющим на торговлю в сфере услуг.

Дисциплинами предусматривается единый свод правил в области торговли услугами.            В частности, они обязывают национальных регуляторов публиковать информацию, связанную с требованиями и процедурами получения разрешений. Лицензирующие органы должны будут информировать заявителей о статусе их заявлений на получение разрешений, предоставлять возможность внесения технических корректировок в поданные документы и информировать о причинах отказа с тем, чтобы у заявителя была возможность подать новое скорректированное заявление.

Кроме того, в соответствии с принятым документом, поставщикам услуг должна быть предоставлена возможность участвовать в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих их деятельность. Стороны должны будут стремиться к сокращению количества компетентных органов, взаимодействующих с заявителем – с возможностью подачи заявления в режиме «одного окна» и в электронной форме.

При этом, со слов заместителя министра экономического развития России Владимира Ильичева «Россия уже де-факто исполняет все заложенные в дисциплинах принципы. У нас публикуются все лицензионные требования и процедуры, налажена и эффективно работает система оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов».

Плюсы для всех членов ВТО, в целом, и для российского бизнеса, в частности.

Выгоды от применения Дисциплин по внутреннему регулированию в рамках ГАТС будут распространяться на всех участников многосторонней торговой системы, включая Россию. В первую очередь, применение дисциплин будет способствовать повышению транспарентности международных торговых процессов и упрощению административных процедур для всех экономических операторов. Такое улучшение делового климата и снижение чрезмерно обременительных издержек позволит российским поставщикам услуг более активно участвовать в международной торговле (в т.ч. за счет ускорения роста их производительности), а также более эффективно участвовать в глобальных цепочках добавленной стоимости.

Впоследствии, улучшение практик регулирования секторов услуг будет также способствовать дальнейшей диверсификации российской экономики, наращиванию несырьевого экспорта и увеличению добавленной стоимости, производимой на территории России.

Автор: А.И. Мочалова

_____________________________________

[1] Declaration on the Conclusion of Negotiations on Services Domestic Regulation, от 2 декабря 2021 г.,

https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/L/1129.pdf&Open=True

[2] В Африканскую группу входит 44 члена ВТО: Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго, Демократическая Республика Конго, Кот-д'Ивуар, Джибути, Египет, Эсватини, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мавритания, Маврикий, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Южная Африка, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Замбия, Зимбабве;

В Африканской группе также состоит 9 наблюдателей ВТО – стран в процессе присоединения к Организации: Алжир, Коморские Острова, Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Ливия, Сан-Томе и Принсипи, Сомали, Южный Судан, Судан.

Groups in negotiations, WTO, https://www.wto.org/english/tratop_e/dda_e/negotiating_groups_e.htm#grp002

[3] Joint Ministerial Statement on Services Domestic Regulation WT/MIN(17)/61, от 13 декабря 2017 г.,

https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=240862,240867,240868,240870,240871,240899,240875,240874,240878,240877&CurrentCatalogueIdIndex=5&FullTextHash=371857150&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=False&HasSpanishRecord=False

[4] Joint Statement on Services Domestic Regulation WT/L/1059, от 23 мая 2019 г.,

https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-DP.aspx?language=E&CatalogueIdList=254425,254414,254405,254435,254436,254437,254426,254434&CurrentCatalogueIdIndex=7&FullTextHash=371857150&HasEnglishRecord=True&HasFrenchRecord=False&HasSpanishRecord=

Загрузка комментариев...