Углеродное регулирование Евросоюза как попытка ограничить свободу мировой торговли

2025 / Июнь 30

В конце мая Евросоюз отказался от консультаций с Москвой по вопросу пограничного корректирующего углеродного механизма (ПКУМ), с чем РФ решила не соглашаться. С какими негативными последствиями может столкнуться Россия как один из крупнейших экспортеров? Может ли отказ ЕС усугубить торговые споры и привести к юридическим конфликтам и какова эффективность пограничного углеродного регулирования в борьбе с изменением климата? Об этом в материале ТАСС

Еще в середине мая стало известно о намерении РФ обжаловать во Всемирной торговой организации полноценный запуск ПКУМ. Первым этапом РФ направила запрос в ВТО, дав старт формальной процедуре урегулирования разногласий. Необходимость в обжаловании введения ПКУМ российская сторона связывает с опасениями, что данный механизм нарушает принципы свободной торговли и создает дополнительные барьеры для российских товаров в Европе. В Министерстве экономического развития ТАСС ответили, что Россия намерена продолжать консультации в ВТО и отказ Евросоюза не препятствует проводить эти процедуры.

Часть большой "зеленой" сделки

В конце 2019 года Европейская комиссия начала разрабатывать механизм пограничного углеродного регулирования, чтобы помочь достичь климатической нейтральности к 2050 году. Официальный проект был представлен 14 июля 2021 года как часть "зеленой" сделки Европы. ПКУМ предполагается вводить для снижения выбросов углерода и защиты европейских производителей от конкуренции с менее экологичными странами. Этот механизм предполагает налогообложение импорта товаров с высоким уровнем выбросов, что должно стимулировать переход на более чистые технологии. ПКУМ будет внедряться постепенно. Переходный период начался еще в январе 2023 года, а с 2026 года экспортеры товаров будут обязаны покупать углеродные сертификаты для продажи в ЕС. Плата за углеродные выбросы начнет взиматься с импортируемых товаров.

Полное внедрение механизма планируется к 2036 году. На первом этапе ПКУМ будет применяться к черным и цветным металлам, химии, цементу, водороду и электроэнергии, с возможным расширением списка товаров в будущем. Оценка этого расширения должна быть представлена Европарламенту до конца года.

Борьба за климат или нечестная конкуренция?

По мнению российской стороны, запуск трансграничного углеродного налога существенно ограничивает доступ на рынок ЕС. В Москве считают, что, используя этот механизм, ЕС пытается переложить на другие государства проблемы, вызванные их экономической политикой, и сейчас ПКУМ для них — неконкурентный способ сохранить рынок. При помощи ПКУМ Брюссель борется не с изменением климата, а с проблемой переноса европейских производств в третьи страны, подчеркивают в Минэкономики.

"Реальные цели ЕС — оградить свои отрасли от добросовестных иностранных производителей и решить проблемы собственной неэффективности. ЕС пытается навязать всему миру стандарты, которые выгодны только Брюсселю. Борьба с изменениями климата — в данном случае лишь предлог. ПКУМ не имеет с ней ничего общего. Напротив, он забирает в бюджет ЕС и так ограниченные ресурсы развивающихся стран, которые могли бы быть направлены ими на модернизацию своих производств или снижение влияния выбросов на климат наиболее экономически эффективным для них способом", — прокомментировал министр экономического развития РФ Максим Решетников.

В российском ведомстве также указали, что не раз на протяжении последних лет на площадках рабочих органов ВТО Россия последовательно обращала внимание всех членов организации, включая ЕС, на несоответствие ПКУМ базовым правилам ВТО. Российскую позицию, уверены в министерстве, разделяли многие члены организации. "Еще на стадии разработки ПКУМ мы последовательно доводили до представителей Брюсселя свои опасения о несоответствии механизма таким базовым нормам ВТО, как режим наибольшего благоприятствования, запрет на ограничения импорта, а также тарифным обязательствам Брюсселя в ВТО. К сожалению, ЕС проигнорировал наши обеспокоенности", — продолжал Решетников. Несмотря на санкционные меры ЕС, ПКУМ затрагивает интересы российских производителей, в том числе на рынках третьих стран, поскольку распространяется на всю цепочку производства соответствующих товаров, пояснил он.

Санкции не вечны

В текущих условиях санкционного давления на Россию и значительного сокращения торговли с ЕС ПКУМ окажет ограниченное влияние на российских экспортеров, заявила ТАСС старший научный сотрудник Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Ольга Пономарева. "Большая часть производимой и экспортируемой продукции под санкциями, так же как и ключевые компании-поставщики. Однако в данном случае необходимо смотреть на ситуацию шире, оценивать дальнейшие перспективы. ПКУМ — это важнейший прецедент в развитии климатического регулирования и торговой политики. Разработка данного механизма со стороны ЕС и его законодательное закрепление уже дает основу для анализа и развития аналогичных инструментов в других странах, в том числе важных торговых партнерах России, что может создать барьеры для российского экспорта", — полагает она. Это касается и Китая, который активно развивает внутреннюю климатическую повестку, и стран ЕАЭС и других государств. Для России, по мнению собеседника издания, существуют и сопутствующие эффекты роста конкуренции на рынках вне ЕС в связи с частичной переориентацией той продукции, которая связана с высокими показателями углеродного следа.

Тем не менее односторонние инициативы, которые идут вразрез с многосторонними правилами регулирования торговли, не должны оставаться без внимания.

Спор ради спора

"Россия намерена обжаловать ПКУМ в ВТО, что представляется важным в связи с возможностью проведения глубокого анализа и широкого экспертного обсуждения принятого в ЕС механизма. Вероятно, многие страны присоединятся к данной дискуссии. Текущая практика разрешения споров дает основания предполагать, что рассмотрение может затянуться, но для российской стороны важно не только непосредственно решение в рамках разбирательства, но и процесс рассмотрения, фокусировка внимания партнеров на вопросе соответствия ПКУМ правовым нормам ВТО. Более того, несмотря на устойчивость санкционного режима ЕС, нельзя исключать ослабление ограничений в какой-то момент в будущем, в таких условиях будет важно обеспечить отсутствие дополнительных барьеров в торговле для российских поставщиков на европейский рынок", — убеждена Пономарева.

Советник Центра экспертизы по вопросам ВТО, главный переговорщик при присоединении РФ к ВТО Максим Медведков сказал ТАСС, что в данной ситуации окончательное решение по иску России может быть вынесено  в двух случаях — если обе стороны согласятся с выводами третейской группы либо если Россия решит присоединиться к Временному апелляционному механизму и договорится с ЕС о рассмотрении апелляции там. Он также указал, что система разрешения споров ВТО все еще функционирует без апелляционного органа, который ожидает переформатирование после блокировки назначения арбитров со стороны США в 2019 году. "В этой ситуации оба варианта, особенно в существующих геополитических условиях, кажутся маловероятными. Вариант договоренности между членами ВТО по новым правилам функционирования "стандартного" апелляционного органа ВТО, конечно же, также существует, но совершенно неясно, сколько его ждать", — продолжил Медведков.

Тем не менее спор по ПКУМ, даже без формального завершения, даст правительствам стран ВТО важные ориентировки в отношении того, как должны сосуществовать вместе торговое и экологическое регулирования типа ПКУМ, считает эксперт. "Кроме ЕС, над собственными ПКУМами думают еще десятки стран. Выводы спора станут сущностным ориентиром для продолжения или изменения направления национальных политик в этой сфере, а экспортеры смогут сохранить свободные рынки сбыта", — отметил он.

  

Статья Елизаветы Царицыной 

 

Источник: https://tass.ru/ekonomika/24376245?ysclid=mcj219iezy339274141