Ирану закрыли путь в ВТО?

Надежды Ирана на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), похоже, разбились. Совместный всеобъемлющий план действий, подписанный в июле 2015 года Тегераном и шестью мировыми державами, не помог в достижении консенсуса в рамках организации для того, чтобы заявка Ирана на членство была принята. Да и сам Тегеран мало чем может похвастаться в плане практической  реализации заявленной цели либерализации экономики.

Как отмечает Al-Monitor в материале Iran abandons hope for WTO accession, правила консенсусного приема в ВТО таковы, что возражений одного влиятельного члена может быть достаточно, чтобы отклонить заявку страны о вступлении в организацию. Иран впервые подал заявку на членство в 21 год назад, но его усилия по присоединению к ВТО пресекают Соединенные Штаты.

Лишь в 2005 году, когда Вашингтон использовал свое влияние, чтобы убедить Иран не покидать переговоры по ядерной программе с европейскими государствами, был достигнут некоторый прогресс в продвижении заявки Ирана о членстве в ВТО — тогда организация наделила государство статусом наблюдателя. Прогресс ожидался и после подписания знакового ядерного соглашения в 2015 году. Однако этого не произошло, так как вскоре пост президента США занял Дональд Трамп.

Иран не стал скрывать своего разочарования из-за невозможности вступления в ВТО. В прошлом месяце заместитель министра промышленности, шахт и торговли Ирана Моджтаба Хосровтадж сказал, что вступление в ВТО больше не является приоритетом для Тегерана. Его заявление демонстрирует явное изменение оптимистичного тона иранского правительства, который появился после подписания ядерного соглашения.

Агрессивная позиция Трампа в отношении Ирана хорошо известна. Мнение американского президента совпадает с позицией нескольких членов Конгресса США, которые в прошлом году написали письмо торговому представителю США, лоббировавшему вступление ИРИ в ВТО. Законодатели заявили, что членство Ирана в ВТО может помешать Вашингтону наложить дополнительные санкции на иранскую экономику.

Между тем, рабочая группа ВТО, которой поручено изучать режим внешней торговли Ирана, все еще ждет своего председателя. Группа не может провести заседание с 2005 года  из-за политически мотивированного вето политических противников Ирана. Но даже если бы рабочая группа и проводила встречи, торговому режиму Ирана нечего предложить ВТО, так как не была разработана надежная ”дорожная карта” для превращения иранской экономики, в которой главная роль отведена государственному сектору, в свободную и конкурентоспособную.

Al-Monitor обсудил текущую ситуацию с секретарем Тегеранского офиса Международной торговой палаты Мохаммедом Мехди Бехкишем. По его мнению, ”Иран приспосабливает свою внешнюю торговлю под нормы ВТО, но изменение торгового режима не принесет никаких результатов, если страна не примет окончательного решения относительно либерализации экономики. Правительство должно уточнить, в каком именно процессе будет проводиться либерализация”.

По мнению экономиста, несмотря на заявления правительства о том, что оно поддерживает политику, способствующую развитию свободного рынка, снижению контроля, прозрачности и более широким экономическим реформам, решения, принятые за последние четыре года, указывают на то, что администрация президента Хасана Рухани мало что сделала для реализации этих целей. ”Рухани говорит о создании конкурентоспособности в экономике, но на практике мы не видим никаких признаков того, что это произойдет, — сказал известный сторонник свободной торговли Бехкиш. — Сделано несколько шагов, но они были незначительными, и не было соответствующей стратегии. Необходим процесс, и этот процесс должен быть четким”.

Силы, которые выступают против кажущегося стремления правительства к либерализации экономики, достаточно могущественны. Президент занял слишком умеренную позицию, и не будучи способным противостоять этому давлению, не сумел в достаточной мере оттолкнуться и внести радикальные изменения в политику. Как ранее писал Al-Monitor, у Ирана есть гигантские экономические субъекты, которыми управляют акторы, входящие в сферу компетенции ”квазигосударственного” сектора, который нельзя назвать традиционным государственным или частным сектором. В случае подлинной либерализации экономики, полная информация о теневых операциях этих организаций должна стать известна общественности, так как прозрачность снизит возможности для коррупции и получения личной выгоды.

Однако проблема заключается в том, что квазигосударственные экономические гиганты не являются единственными бенефициарами и лоббистами непрозрачности иранской экономики. Даже частный сектор оказывает давление на лиц, определяющих политику, для сохранения своего статус-кво. Игроки частного сектора активно выступают против изменения правил и снижения тарифов. По словам Бехкиша, это очевидно по неспособности правительства эффективно осуществлять преференциальные торговые соглашения.

Например, с тех пор, как в начале 2015 года Иран начал реализацию преференциального торгового соглашения с Турцией, правительство  столкнулось с критикой со стороны собственных промышленников. Аналогичные опасения, по словам Бехкиша, поставили под сомнение планы Ирана по заключению региональных торговых сделок, в том числе с Организацией экономического сотрудничества, членом которой он является. Таким образом, при отсутствии ощутимых действий для серьезной либерализации иранской экономики, членство в ВТО останется миражем для Ирана даже под руководством Рухани.

 

Источник: http://vestikavkaza.ru/material/210959

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет