Экспорт в радиоэлектронной промышленности: торговые барьеры и как с ними бороться

В 5-м выпуске GR-дайджеста, издаваемым АО «Росэлектроника»  «ТРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА» опубликована статья «Экспорт в радиоэлектронной промышленности: торговые барьеры и как с ними бороться», в которой Шапиро Е.Б.  — Генеральный директор «Центра экспертизы ВТО», рассказывает о защите интересов отечественных производителей в рамках ВТО,  о механизме обжалования торговых ограничений в ОРС (Органе по разрешению споров), а также о перспективах участия России в этой организации для представителей радиоэлектронной промышленности.

Россия вступила во Всемирную торговую организацию в 2012 г. Вместе с этим отечественные промышленники получили доступ к уникальным возможностям по защите собственных интересов в торговле с другими странами. Если раньше предприниматели вели свои дела на рынках других стран полностью на свой страх и риск, то теперь у них появились дополнительные гарантии защиты их интересов. Радиоэлектронная промышленность не является здесь исключением. Напротив, ее интересы можно и нужно представлять путем использования тех возможностей, которые есть у России как участника этой организации. АНО «Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации», созданный по Распоряжению Правительства No 78-р от 28 января 2014 г. в целях обеспечения участия Российской Федерации в деятельности Всемирной торговой организации, а также надлежащего представительства Российской Федерации в международных торговых спорах в Органе по разрешению споров Всемирной торговой организации, представляет краткую заметку, раскрывающую потенцил участия России в этой организации для представителей радиоэлектронной промышленности.

Всемирная торговая организация: зачем она существует?

 Для начала нужно пояснить, чем занимается эта организация в контексте защиты интересов отечественных производителей. Прежде всего, ключевой задачей ВТО является либерализация международной торговли посредством

устранения дискриминации в обращении с иностранными товарами и услугами. Посредством этой цели обеспечивается возможность для участия в торговых отношениях при добросовестной конкуренции.

Вне зависимости от того, о какой сфере идет речь — будь это торговля товарами, технические регламенты, программы поддержки и так далее — все ее правила подчинены строгой внутренней логике: международная торговля должна происходить на едискриминационной основе. Именно этот тезис проходит красной линией по основным положениям соглашений ВТО, которые, раскрывая его, показывают, какие конкретные меры поддержки своих производителей будут представлять собой недопустимые ограничения в международной торговле. Необоснованный протекционизм неприемлем. Важно отметить, что страны-члены ВТО обязались устранить подобного рода ограничения как при ввозе товара на территорию страны, так и в то время, когда он уже запущен в торговый оборот внутри страны.

Ограничения международной торговли, которые можно обжаловать в ВТО

 Что касается самих ограничений, ими могут предстать как тарифное, так и нетарифное регулирование доступа товаров на внутренний рынок. Тарифы — первый враг на пути к экспорту товаров. Однако мы приближаемся к той точке развития правил международной торговли, когда можно спокойно заявить, что этот враг уже не так силен, как раньше. Да и выявить несоответствие применяемых тарифов с договоренностями ВТО относительно просто: не так сложно сверить размер применяемой пошлины с той, что прописана в перечне уступок страны в ВТО.

На арену борьбы с ограничительными мерами в международной торговле сейчас чаще приходится выходить против младших (истори-

чески) братьев тарифных ограничений. Государства сегодня предпочитают вводить иного рода барьеры, чей негативный эффект не всегда очевиден с первого взгляда. Например, требования о наличии лицензии, квоты на ввоз, эксклюзивные

права на импорт, контроль экспорта. Наряду с этим могут существовать различного рода правовые требования внутри страны, в том числе и по техническим стандатам, не говоря о невыгодных правилах и практиках, касающихся прав интеллектуальной собственности.

Кроме такого рода ограничений, страны предпочитают также оказывать поддержку внутренним производителям, то есть предоставлять им субсидии. При этом важно понимать, что масштабы такой поддержки ни в коем случае не ограничиваются прямой финансовой помощью. Здесь речь идет о всякого рода преимуществах, которым товары и производители из других стран не обладают (как, например, предоставление деревоперерабатывающему комбинату в свободное пользование участка леса, как было в деле США — Пиломатериалы IV).

Ведение споров в ВТО

 На данном этапе закономерным будет задать вопрос, каким образом участие России во Всемирной торговой  рганизации может помочь отечественным производителям в борьбе с подобного рода ограничениями? Здесь в игру вступают юристы. В ВТО существует хороший, отточенный механизм для обжалования странами ограничений, не  соответствующих договоренностям внутри организации. Ведь в случае если выявленные торговые барьеры приняты членом ВТО в противоречие правилам организации (прежде всего, мешают свободе торговли), эти ограничения будут признаны неправомерными.

В конечном счете есть отлаженный механизм для побуждения государств отменять такие меры. Для этих целей существует система ВТО по разрешению споров, которая по праву считается одной из самых эффективной на международном уровне и поэтому давно была прозвана «жемчужиной в короне ВТО». На данный момент страны инициировали в ней уже более 500 межгосударственных споров, что, с одной стороны, является абсолютным рекордом на международном уровне, а, с другой стороны, подтверждает востребованность данного форума как эффективного

средства разрешения конфликтов. Результатом подавляющего большинства рассмотренных дел является снятие ограничительных мер страной, чье поведение было признано неправомерным.

При этом важно принять во внимание, что Россия активно участвует в деятельности Органа ВТО по разрешению споров в качестве как заявителя и ответчика, так и третьей стороны. Тем самым уже имеется значительный опыт, который можно перенести также и на другие сферы, в том числе и радиоэлектронную промышленность.

Особенности потенциальных споров с участием радиоэлектронной промышленности

 Работа над потенциальными спорами включает в себя тесное сотрудничество экспертов в праве ВТО и производителей. Главное в данной работе — выявить ограничительную меру, которая может в итоге стать предметом разбирательства в системе ВТО по разрешению споров. Такого рода ограничениями может стать любой закон, постановление или иного рода обязательное правило поведения, которое в конечном счете могло бы стать препятствием на пути реализации желаемых планов по сбыту продукции на зарубежных рынках.

Правило простое: если в результате применения правил товары страны сбыта или товары других стран ставятся в преимущественное положение по сравнению с российскими товарами, значит, с ними можно бороться посредством ВТО.

Здесь надо иметь в виду, что радиоэлектронная промышленность не является исключением. К ней применяются общие правила, что действуют в сфере торговли товарами. Несмотря на то, что пока в ВТО не было дела о радиоэлектронных товарах, ряд дел косвенно касались тех секторов, где они могут быть задействованы. Наиболее показательным примером может стать торговая война между США и ЕС в отношении поддержки Боинга и Аэробуса посредством субсидий, где производители радиоэлектроники для самолетов в итоге не могли не почувствовать на себе эффект решения, принятого в ВТО по результатам споров.

В конечном счете практика Органа этой организации по разрешению споров может пролить свет на отдельные моменты, каким образом нужно формулировать аргументы для успешного ведения дела. Тем не менее контуры потенциальных споров в ВТО можно определить только с помощью тесной работы со стороны экспортеров в определении того, нет ли в других странах неправомерных торговых барьеров для сбыта их товаров.

Материал для скачивания: http://www.wto.ru/wp-content/uploads/2017/04/GR-ДАЙДЖЕСТ-28РАЗВИТИЕ-ЭКСПОРТА2c-1-КВ.-201729.pdf

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет