Вирус птичьего гриппа проверит на прочность принцип регионализации в Соглашении по СФС

Вирус птичьего гриппа проверит на прочность принцип регионализации в Соглашении по СФС

Автор: Н.М. Шпильковская

Главный эксперт «Центра экспертизы ВТО»

Сообщения о новых случаях инфицирования дикой и домашней птицы высокопатогенным вирусом птичьего гриппа продолжают поступать из разных стран, и многие члены ВТО заняты решением комплексной задачи, сочетающей в себе обеспечение необходимой охраны жизни и здоровья людей и животных и защиты торговых интересов.

В этой статье приводятся данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о распространении птичьего гриппа А(H7N9), рассматривается принцип регионализации, закрепленный в статье 6 Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам (Соглашение по СФС), а также сообщается о запланированной неформальной встрече членов ВТО, на которой будет обсуждаться принцип регионализации.

Высокопатогенные вирусы птичьего гриппа угрожают жизни и здоровью людей и животных

Противостояние распространению вируса птичьего гриппа – актуальная проблема для международного сообщества. Выявлено несколько штаммов птичьего гриппа, в том числе такие высокопатогенные вирусы, как H7N9 и H5N6, которые вызывают смертельно опасный грипп у диких и домашних птиц. Через контакт с зараженной птицей, в том числе на продовольственных рынках, вирус может передаваться человеку, приводя к тяжелым респираторным инфекциям.

Борьба с распространением высокопатогенного вируса птичьего гриппа ведется путем уничтожения инфицированных животных. По данным Международного эпизоотического бюро (МЭБ), только за период с 13 по 27 марта 2017 г. из-за этого вируса в мире было уничтожено 827 780 кур.

Большинство случаев заражения высокопатогенным птичьим гриппом H7N9 среди людей отмечается на территории Китая. Страна регулярно информирует ВОЗ о новых случаях инфицирования. Согласно сообщению ВОЗ от 5 апреля 2017 г., число случаев заражения людей в ходе пятой эпидемической волны (с 1 октября 2016 г.) уже превысило число случаев инфицирования людей, регистрируемых во время предыдущих эпидемических волн.

Эксперты ВОЗ отмечают, что борьба с болезнью у животных, несущих в себе инфекцию, имеет ключевое значение для снижения риска, которому подвергаются люди. Странам рекомендуется, в частности, продолжать усиливать эпидемиологический надзор за гриппом, но в то же время «не рекомендуется вводить каких-либо ограничений на поездки или торговлю». В свою очередь, МЭБ отмечает, что «наиболее высоким риском распространения вируса H7N9 остается торговля живыми курами с пострадавшими районами». В отчете МЭБ также указывается, что обнаружение птичьего гриппа у диких птиц не ведет к потере статуса страны, свободной от высокопатогенного птичьего гриппа, и не является основанием для введения мер по торговле курятиной или продуктами из курятины для таких стран.

Принцип регионализации в Соглашении по СФС

Для лиц, участвующих в выработке санитарных и фитосанитарных мер, важным вопросом является поиск сбалансированной меры, которая, с одной стороны, будет эффективной для защиты жизни и здоровья людей и животных, а с другой стороны, сведет к минимуму негативное влияние такой меры на международную торговлю.

Статья 6 Соглашения по СФС предусматривает ряд обязательств, согласно которым члены ВТО должны адаптировать свои санитарные и фитосанитарные меры к региональным условиям, учитывая наличие в стране-экспортере районов, полностью свободных от заболеваний или имеющих незначительное распространение заболеваний. Эта статья состоит из трех взаимосвязанных параграфов, которые отражают различные аспекты обязательств по адаптации санитарных и фитосанитарных мер к региональным условиям.[1] Рассмотрим ключевые элементы этой статьи применительно к санитарным мерам.

В статье 6.1 содержится общее обязательство, предписывающее членам ВТО принимать санитарные меры с учетом санитарных характеристик районов, из которых происходят товары и для которых они предназначены. Под термином «район» может пониматься вся страна или ее часть, нескольких стран или их частей. При оценке санитарных характеристик района члены ВТО должны принимать во внимание такие факторы, как степень распространенности заболеваний, наличие программ по борьбе с ними,  надлежащие критерии или руководства, которые могут быть разработаны соответствующими международными организациями.  Этот перечень факторов является иллюстративным.

В статье 6.1 изложено всеобъемлющее обязательство, и способность импортирующего члена ВТО выполнить это обязательство может зависеть от соблюдения им статьи 6.2 и соблюдения экспортирующим членом ВТО положений статьи 6.3.[2] В то время как статья 6.1 имеет более широкое применение, поскольку охватывает все потенциальные санитарные характеристики, которые могут потребовать адаптации санитарной меры, статьи 6.2 и 6.3 сосредоточены на вопросах, связанных с районами, которые свободны от заболеваний или имеют низкий уровень их распространения.

Согласно статье 6.2, члены ВТО должны, в частности, признавать концепцию районов, которые свободны от заболеваний или имеют низкий уровень их распространения. Определение этих районов (или зон) должно основываться на таких факторах, как география, экосистема, эпидемиологический надзор и эффективность санитарного контроля. Перечень этих факторов является открытым.

Статья 6 интересна также тем, что помимо обязательств импортирующей страны в ней содержатся обязательства страны-экспортера товара. Так, статья 6.3 предусматривает, что экспортирующие члены ВТО, заявившие о наличии в пределах их территорий районов, которые свободны от заболеваний или имеют низкий уровень их распространения, должны предоставить импортирующему члену ВТО необходимые доказательства, объективно подтверждающие эти заявления. Учитывая, что в статье отсутствует пояснение о том, что является «необходимым доказательством», экспортирующий член ВТО должен отразить факторы, перечисленные в статье 6.2, в дополнение к любой другой информации, которая могла бы помочь импортирующему члену ВТО принять решение.[3]

Доказательства страны-экспортера должны объективно продемонстрировать, что такие районы действительно свободны от заболеваний или имеют низкий уровень их распространения не только в определенный момент времени, но и в будущем они, по всей вероятности, сохранятся в качестве таковых.[4] При оценке вероятности сохранения районов, свободных от заболевания, должны учитываться такие факторы, как природа заболевания, естественные векторы, которые могут распространить его, эффективность контрольных мер, используемых экспортирующим членом ВТО в отношении этого заболевания.[5] Кроме того, согласно статье 6.3, по запросу страны-импортера экспортирующий член ВТО должен предоставить разумный доступ для проведения инспектирования, испытаний и других соответствующих процедур.

Выполнив требования статьи 6.3, страна-экспортер может настаивать на адаптации санитарной меры и сохранении экспортных поставок затронутых товаров из тех районов своей территории, в которых отсутствует заболевание или оно имеет низкий уровень распространения. Более того, могут быть случаи, когда даже при невыполнении экспортирующей страной требований статьи 6.3, санитарная мера импортирующего члена ВТО может быть признана несоответствующей статье 6.1. Например, это может произойти в ситуации, когда концепция районов, свободных от заболеваний или имеющих низкий уровень их распространения, имеет отношение к делу, но регуляторный режим страны-импортера исключает признание этой концепции.[6]

Согласно пояснению Апелляционного органа в споре IndiaAgricultural Products, наличие районов, свободных от заболеваний или имеющих низкий уровень распространения заболеваний, является лишь частью всех санитарных характеристик района, которые могут потребовать адаптации санитарной меры к региональным условиям.[7] При определенных обстоятельствах санитарные характеристики района, которые актуальны в одном случае, могут быть не связаны с уровнем распространения заболевания в определенном районе. В таких ситуациях при оценке выполнения членом ВТО обязательства по статье 6.1 третейская группа может не исследовать вопрос о том, признал ли ранее этот член ВТО концепцию, описанную в статье 6.2 Соглашения по СФС.[8]

Следует также отметить, что в 2008 г. Комитет по СФС одобрил руководящие указания (документ ВТО № G/SPS/48), которые помогают членам ВТО применять принцип регионализации. Важно подчеркнуть, что эти руководящие указания не добавляют и не умаляют существующие права и обязанности членов ВТО, а также не дают юридического толкования положениям Соглашения по СФС и не модифицируют его.

Применение принципа регионализации на практике может быть затруднительным. Например, в случае высокопатогенного вируса птичьего гриппа, несущего значительные риски для жизни и здоровья людей и животных, может возникнуть несколько проблем с применением этого принципа. Быстрое распространение заболевания по территории страны требует частого расширения зон охраны и наблюдения со стороны ветеринарных властей. Для ликвидации очагов инфекции у домашней птицы требуются срочные действия со стороны фермеров и ветеринарных служб, а также необходимое экономическое и техническое обеспечение. Сезонная миграция перелетных птиц может привести к возникновению заболеваний в новых районах, отдаленных от первоначальных очагов инфекции. Возможно поступление неполной информации из экспортирующих стран о текущей эпидемиологической ситуации, особенно в районах, которые ранее считались свободными от заболеваний или в которых отмечалась незначительная распространенность заболевания. Задержка в информировании и соответственно запоздалое реагирование ветеринарных властей страны-импортера на изменяющиеся условия в стране-экспортере может отразиться на уровне защиты санитарной меры. Недостаточный уровень защиты может привести к проникновению зараженной продукции на территорию другой страны, которая свободна от заболевания.

С одной стороны, на основании статьи 5 Соглашения по СФС у каждого члена ВТО есть право определить свой соответствующий уровень санитарной защиты от риска для жизни и здоровья людей, а также для жизни и здоровья животных и растений. С другой стороны, статья 6 Соглашения по СФС требует, чтобы члены ВТО применяли принцип регионализации. Таким образом, возникает непростой вопрос о взаимодействии статей 5 и 6 Соглашения по СФС.

Неофициальная встреча членов ВТО для обсуждения принципа регионализации

На заседании Комитета по СФС, состоявшегося 22–23 марта 2017 г., члены ВТО поддержали предложение ЕС о проведении дискуссии о применении принципа регионализации. Неформальная встреча по этому вопросу пройдет на полях июльского заседания Комитета по СФС. В соответствии с просьбой Комитета, Евросоюз подготовил и распространил детальные предложения по организации этой встречи (см. документ ВТО G/SPS/W/293 от 7 апреля 2017 г.).

«Высокопатогенный птичий грипп (HPAI) с текущими или недавними вспышками на трех континентах является наглядным примером, который служит хорошей иллюстрацией трудностей, с которыми сталкиваются члены ВТО при реализации [принципа] регионализации», – отметил Евросоюз.

По мнению ЕС, проведение неофициальной встречи могло бы предоставить членам ВТО возможность повысить свою осведомленность о принципе регионализации и обменяться опытом о трудностях и преимуществах выполнения положений статьи 6 Соглашения по СФС на практике. Предполагается, что в ходе встречи члены ВТО обсудят принцип регионализации с точки зрения как импортирующей, так и экспортирующей страны.

В документе также подчеркивается, что такой диалог может «способствовать укреплению доверия между торговыми партнерами при признании или стремлении к признанию их мер по регионализации».

Наталья Шпильковская

 

[1] Доклад Апелляционного органа, India – Agricultural Products, п. 5.141.

[2] Доклад третейской группы, USAnimals, п. 7.654–7.667.

[3] Доклад третейской группы, USAnimals, п. 7.660.

[4] Доклад Апелляционного органа, IndiaAgricultural Products, п. 5.140; Доклад третейской группы, USAnimals, п. 7.649.

[5] Доклад третейской группы, RussiaPigs (EU), пп. 7.406, 7.408.

[6] Доклад Апелляционного органа, IndiaAgricultural Products, п. 5.157.

[7] Доклад Апелляционного органа, IndiaAgricultural Products, п. 5.143.

[8] Доклад Апелляционного органа, IndiaAgricultural Products, п. 5.143.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет