Найробийское решение по экспортной конкуренции

Субсидирование экспорта в течение долгого времени оставалось значимой формой поддержки производства продовольствия для многих стран. Принятое два года назад решение об отказе от этих выплат в перспективе нескольких лет поможет уровнять права стран-экспортеров. О тенденциях применения экспортных субсидий и значении их отмены для агрорынков расскажут авторы этой статьи.

Несмотря на общий рост в 2016 году, мировые цены на продовольственные товары остались на уровнях гораздо ниже пиковых значений. И, по прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ФАО, в следующее десятилетие они не вернутся к этим показателям. В этом контексте решение об отмене экспортных субсидий, согласованное на 10-й Конференции министров стран-членов Всемирной торговой организации, которая состоялась в декабре 2015 года в Найроби (Кения), может сыграть важную роль, поскольку оно препятствует возобновлению применения этого вида поддержки членами ВТО.

Искажающая поддержка

Экспортные субсидии, которые в прошлом использовались преимущественно странами-членами ОЭСР (входит 35 государств), считаются инструментом поддержки сельского хозяйства, значительно искажающим рыночные процессы с негативными последствиями для торговых партнеров и мировых рынков. Несмотря на то, что они стимулируют отечественное производство, такие выплаты имеют тенденцию сдерживать мировые цены за счет увеличения поставок экспортной продукции, влияя таким образом на конкурентоспособность тех стран, которые не могут оказывать аналогичную поддержку. Как показывает опыт, экспортные субсидии на сельхозпродукцию развитых государств, возможно, и принесли некоторую выгоду развивающимся странам — нетто-импортерам продовольствия, однако в то же время они привели к серьезному ограничению способности фермеров из последних конкурировать на мировых и внутренних рынках. По этим причинам экспортные субсидии всегда были главным вопросом на переговорах ВТО по экспортной конкуренции.

10-я Конференция министров стран-членов ВТО (КМ-10) приняла решение, которое охватывает все четыре элемента переговоров об экспортной конкуренции в сельском хозяйстве: экспортные субсидии; экспортные кредиты; гарантии, страховые программы и государственные торговые предприятия, занимающиеся поставками агропродукции на мировой рынок; а также международную продовольственную помощь. Соглашение об отмене экспортных субсидий — самый значительный элемент решения, так как этот инструмент всегда лежал в основе переговоров ВТО как значительно искажающий торговлю и широко применялся в предыдущие десятилетия.

На момент проведения Конференции министров в Найроби 18 из 162 стран-членов ВТО (ЕС считался одним членом, после вступления в июле 2016 года Либерии и Афганистана организация насчитывает 164 участника) пользовались правами на применение экспортных субсидий сельхозпродукции в пределах, установленных в соответствующих перечнях обязательств. Вместе с тем изначально не были определены сроки их применения, таким образом, устранение этого недостатка стало одной из главных задач Найробийского решения.

Субсидии отменят, но не сразу

Среди 18 членов ВТО, которые пользовались правом на экспортные субсидии до принятия Найробийского решения, — восемь развитых стран (Австралия, Евросоюз, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, США и Швейцария) и десять развивающихся стран (Бразилия, Венесуэла, Израиль, Индонезия, Колумбия, Мексика, Панама, Турция, Уругвай и ЮАР).

В решении установлено, что развитые страны отменяют права на экспортные субсидии, оставшиеся у них на момент проведения Найробийской конференции, сразу же после его принятия. Вместе с тем оно содержит специальное положение, согласно которому срок отмены выплат продлевается до конца 2020 года при условии, что они согласятся с 1 января 2016 года отменить все экспортные субсидии на товары, предназначенные для наименее развитых стран. Тем не менее это продление срока касается только переработанных продуктов, молочной продукции и свинины и только при условии, если они были указаны как пользующиеся экспортными субсидиями в одном из трех последних уведомлений, рассмотренных Комитетом ВТО по сельскому хозяйству. Для этого отступления установлено дополнительное обязательство: выплаты не должны применяться ни к новым рынкам, ни к новым продуктам. Решение также включает отдельное положение для ЕС относительно сахара, которым подтверждены принятые ранее соответствующие постановления ВТО по разрешению споров, продлившие действие прав на экспортные субсидии на сахар в количественном выражении до конца сентября 2017-го. Обязательства по уменьшению выплат выражаются как в объеме субсидированного экспорта, так и в бюджетных расходах на него.

В соответствии с принципом дифференциального режима, действующим в ВТО, решение не требует немедленного упразднения прав на экспортные субсидии развивающимися странами. Вместо этого оно позволяет пользоваться ими до конца 2018 года (для хлопка — до конца 2016-го). Как и в отношении развитых стран-членов ВТО, в решении имеется специальное положение, которое продлевает срок отмены экспортных субсидий развивающимися странами — в их случае до 2022 года — на те продукты, которые были указаны как пользующиеся этими выплатами в одном из трех последних уведомлений, рассмотренных Комитетом ВТО по сельскому хозяйству. В отличие от развитых стран, конкретных ограничений по характеристикам такой продукции не предусмотрено.

Еще один неотъемлемый элемент решения — продление до 2023 года согласованного срока применения статьи 9.4 Соглашения по сельскому хозяйству, что позволяет развивающимся странам прибегать к экспортным субсидиям для покрытия или сокращения расходов на маркетинг и транспорт. Наименее развитым и развивающимся государствам — чистым импортерам продовольствия для постепенного упразднения этого вида поддержки предоставлено еще семь лет, до конца 2030 года. Впрочем, ценность этой дополнительной гибкости ограничена, так как эти две группы стран, и особенно первая, вряд ли располагают ресурсами или возможностями для использования экспортных субсидий.

Тенденции применения

Из 18 членов ВТО, которым ранее разрешалось использовать экспортные субсидии, это делали только единицы. Главным образом ЕС, Канада, Норвегия и Швейцария. В прошлом наибольшие права, согласно перечням, имел ЕС, который также активнее других пользовался этим инструментом. Использование экспортных субсидий на глобальном уровне с 2005 года значительно сократилось (см. график «Финансирование экспорта по странам»). Частично это можно объяснить резким повышением цен на агротовары, которое наблюдалось с 2006 года и существенно уменьшило потребность в стимуле для поддержания или увеличения поставок. Вместе с тем наиболее важную роль сыграли масштабные реформы Единой сельскохозяйственной политики (ЕСП) Евросоюза, прежде всего — отход от использования поддержки рыночных цен на сельхозпродукты. Эти реформы привели к сокращению запасов продовольствия и, соответственно, уменьшению излишков, предназначенных для вывоза за пределы стран. В соответствии с ЕСП на 2014−2020 годы такие выплаты в последний раз использовались ЕС в 2013 году.

Несмотря на то, что нормативные акты ЕС предусматривают «исключительные меры», которые можно применять в случае кризиса для устранения рыночной нестабильности, в последние годы среди этих норм не было экспортных субсидий, даже когда возникали опасения в отношении европейских поставок за рубеж. Например, в 2014 и 2015 годах ЕС ввел ряд мер для поддержки фермеров в ответ на ограничения импорта, установленные Россией в августе 2014-го. А в марте прошлого года принял дополнительный комплекс мер по противодействию снижению мировых цен на некоторые агропродукты, а также в связи с продлением Россией запрета на импорт. В частности, он включает поддержку фиксированной интервенционной цены на обезжиренное сухое молоко и сливочное масло, а также финансовые инструменты для инвестиций для повышения конкурентоспособности или проведения структурных корректировок. При этом, однако, оба пакета мер не включали экспортные субсидии. Чтобы решить проблему перенасыщенности рынка молочной продукции — одного из секторов, которые пострадали больше других, — ЕС одобрил такой способ, как интервенционный выкуп сливочного масла, обезжиренного сухого молока и некоторых сортов сыра, но не прибегнул к экспортным субсидиям для стимулирования поставок на другие рынки.

На долю ЕС приходится бо́льшая часть сокращения экспортных субсидий в мировом масштабе, тогда как общий объем использования этого инструмента, о котором уведомили другие члены ВТО, а именно Канада, Норвегия и Швейцария, в последние несколько лет оставался практически неизменным, составив в среднем чуть более $200 млн/год. Вместе с тем эта тенденция в каждой из указанных трех стран имеет свои особенности. Например, Канада начала предоставлять эти выплаты только в 2003 году, Норвегия поддерживала их на одном уровне в течение всего периода 2000−2013 годов, тогда как Швейцария сократила их до менее чем половины показателя, зафиксированного в начале 2000-х.

Основные категории продуктов, на которые распространялись экспортные субсидии в развитых странах-членах ЕС в период с 2008 по 2013 год, — это переработанные (или «включенные») продукты, молочные (в основном обезжиренное сухое молоко и сыр) и свинина. Евросоюз также финансировал вывоз птицы и говядины. Кроме того, ЕС уведомил, что в 2013 году экспортные субсидии распространялись на 1,35 млн т сахара. Неудивительно, что именно вышеупомянутые продукты были согласованы в Найроби как подпадающие под решение о продлении срока отказа от субсидий развитыми странами-членами ВТО.

Значение для агрорынков

Учитывая, что использование экспортных субсидий за последнее десятилетие и так значительно сократилось, не следует ожидать, что Найробийское решение приведет к дополнительному существенному уменьшению объема выплат в мировом масштабе. По крайней мере до истечения срока действия временных исключений, предусмотренных для развитых и развивающихся стран.

Тем не менее Найробийское решение играет важную роль в предотвращении роста поддержки экспорта и, путем установления четких сроков отмены субсидий, в уменьшении рыночной неопределенности. Вместе с тем, учитывая нынешнюю ситуацию с относительно низкими международными ценами, которая совпадает с периодом, когда некоторые страны со средним уровнем доходов увеличивают расходы на сельское хозяйство, эти выплаты могли бы вновь стать привлекательным вариантом для стран, обладающих правом на их использование.

В ряде государств с переходной экономикой оказывается помощь сельхозпроизводителям. В некоторых из них степень поддержки фермерских хозяйств растет, достигая уровня поддержки в странах ОЭСР. Это вызывает опасения в отношении возможных последствий для других, менее развитых торговых партнеров. В случае перепроизводства продовольствия и наличия излишков Найробийское решение препятствовало бы использованию ими экспортных субсидий. В этом контексте продление срока применения статьи 9.4, которая позволяет развивающимся странам покрывать или дотировать расходы на маркетинг и транспорт, является заметным элементом, учитывая растущую значимость некоторых развивающихся стран как экспортеров агротоваров. Хотя в Соглашении ВТО по сельскому хозяйству было предусмотрено, что статья 9.4 применяется только до 2004 года, некоторые члены ВТО из числа развивающихся стран продолжали субсидировать расходы на маркетинг и транспорт, что повлекло за собой продолжительные дискуссии в Комитете по сельскому хозяйству относительно соблюдения этими государствами правил ВТО. Найробийское решение, как представляется, охватывает субсидии на маркетинг и транспорт, предоставленные в период с 2004 по 2015 годы, причем не только те, которые будут выделены после утверждения документа.

Резкие валютные колебания также могут создавать условия для использования экспортных субсидий. Например, сильное укрепление швейцарского франка по отношению к евро в 2015 году побудило Швейцарию принять стратегические меры в форме таких выплат на переработанные продукты. Однако в соответствии с Найробийским решением правительство государства недавно инициировало процесс замены к 2020 году программы экспортных субсидий на переработанную продукцию (т. н. loi chocolatière) рядом мер по поддержке создания добавленной стоимости в производстве продовольственных товаров и по усилению конкурентоспособности агропромышленного комплекса.

Хотя члены ВТО, имеющие право на экспортные субсидии, в частности Евросоюз, в последние годы ограничили использование этих выплат на сельхозпродукцию, Найробийское решение 2015 года имеет важное значение, так как оно подтверждает обязательство членов ВТО воздерживаться от их использования и устанавливает четкие сроки отмены таких субсидий. Таким образом, хотя решение может и не привести к заметному сокращению использования выплат, учитывая их и так низкие уровни, оно существенно уменьшит рыночную неопределенность в отношении возможного возвращения к этому инструменту в будущем. Это особенно важно, учитывая вероятное продолжение долговременной тенденции к снижению реальных цен на агротовары, что в случае непринятия данного решения могло бы побудить некоторые страны использовать экспортные субсидии. Также, как упоминалось выше, примечательной является норма решения, позволяющая развивающимся странам-членам ВТО субсидировать расходы на транспорт и маркетинг до истечения установленного срока, особенно учитывая роль некоторых государств с переходной экономикой как экспортеров сельхозпродукции.

Авторы — экономисты отдела торговли и рынков ФАО

Мнения, выраженные в статье, являются мнениями авторов и не обязательно отражают точку зрения или политику ФАО.

Источник: http://www.agroinvestor.ru/markets/article/26771-nayrobiyskoe-reshenie-po-eksportnoy-konkurentsii/

 

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет