О ценности игрового судебного процесса как формы обучения молодых специалистов праву ВТО

О ценности игрового судебного процесса как формы обучения молодых специалистов праву ВТО

Автор: С.В. Тымма,

эксперт Центра экспертизы по вопросам ВТО

Игровой процесс – одна из форм обучения студентов по учебной дисциплине, направленная на улучшение практических навыков в применении студентами норм права к смоделированным фактическим обстоятельствам. При этом игровой процесс принимает форму симуляции действия какого-либо институционального органа, как правило, суда, либо заседания в коллегиальном органе (например, модель ООН), либо разрешения конфликта между сторонами посредством двусторонних консультаций или переговоров.

Изучающие право ВТО имеют тоже свой игровой процесс, уже устоявшийся среди студентов и имеющие значительные связи с работниками самой организации – Elsa Moot Court Competition on WTO Law.  Студенты по всему миру соревнуются между собой по заранее составленному и подготовленному делу сначала в пяти региональных раундах, а затем команды, занявшие в них призовые места, выявляют победителя между собой уже в Женеве.

В этом году два наших эксперта: Сергей Тымма и Алексей Петренко, — участвовали в данном конкурсе в качестве панелистов (арбитров) на европейских региональных раундах. Своими впечатлениями и мыслями по поводу участия в данном мероприятии и в целом значимости для студентов участия в подобных игровых процессах делится Сергей Тымма.

О конкурсе

Конкурс Elsa Moot состоит из двух стадий: письменной и устной части. Задание публикуется в сентябре на сайте организаторов. В феврале для команд установлены сроки для подачи письменных представлений. В месте непосредственного конкурса проходит модель слушаний перед третейской группой, в рамках заседания которой у команд есть 45 минут (как правило, распределяемых между тремя участниками) и 5 минут на ответные реплики. Как и в других игровых процессах подобного рода, арбитры могут прерывать в ходе выступления участников и задавать интересующие вопросы. Лучшие команды выявляются на основе суммы баллов за письменную и устную части, при этом устная часть занимает 2/3 от общего количества баллов.

По географии конкурс разделен на два региональных раунда в Европе, еще по одному проводят в общей американской лиге (страны Южной и Северной Америки), Азии и Африки. 20 команд, наиболее понравившиеся арбитрам в ходе региональных раундов, сойдутся в баталиях в начале июня в Женеве, а финал пройдет непосредственно в штаб-квартире ВТО.

Связь с практикой

Будучи активным участником в других конкурсах подобного рода, хочу отметить практическую направленность данного конкурса, во-первых, и, во-вторых, неповторимый опыт, который участники команды (студенты) приобретают, работая над проблемой конкретного года.

Дело данного года отмечается особой сложностью. Практика применения статьи XXIV ГАТТ-1994 и Разрешительной оговорки (Enabling Clause), а также взаимодействие данных положений друг с другом и применение их в отношении одних и тех же фактов само по себе является заданием повышенной сложности, даже на уровне практиков. Особенную трудность придает то, что отсутствует более-менее сложившиеся практика по применению данных положений третейскими группами и Апелляционным органом. Это, с одной стороны, устанавливает дополнительные преграды перед студентами, а с другой стороны, предоставляет больше маневра командам для формулирования своих аргументов.

О навыках

При должной подготовке, а должная подготовка предполагает непрекращающуюся работу над проблемой все шесть месяцев (начиная с сентября, когда проблема года публикуется, и до устной стадии конкурса), студенты приобретают следующие навыки:

  1. Применение Соглашений ВТО к конкретным обстоятельствам дела. Правовой режим Соглашений ВТО очень сложен сам по себе, и работа непосредственно над проблемой в течение полугода с выстраиванием аргументов с одной стороны, а потом выстраивание аналогичный позиции за другую сторону, по моему убеждению, одно из прекрасных состязаний, которое позволяет студентам лучше понять структуру соглашений, юридические взаимосвязи, средства и приемы толкование обязательств участников организации. При правильном подходе к конкурсу участники начинают лучше в нем ориентироваться, осваивают азы аргументации, получают практику работы с пробелами и темными зонами в праве ВТО, по которым ни Апелляционный орган, ни третейские группы еще не высказывались, и выстраивать аргументы, исходя из интересов стороны, которую они представляют.
  2. Разрешение вопросов правовых коллизий, который могут находиться на стыке применения различных соглашений ВТО, на стыке применения Соглашения ВТО и Венской конвенции о праве международных договоров, на стыке применения Соглашения ВТО и общего международного права (будь то право об ответственности государств или общие обязательства о добросовестном поведении (good faith) и так далее).
  3. Уникальный опыт командной работы по сложному международному спору, начиная от распределения самой работы на начальных этапах проработки позиции, заканчивая командным взаимодействием уже непосредственно на самих слушаниях. Некоторые команды в этом году поразили, показав один слаженный механизм на протяжении всего смоделированного заседания третейской группы.
  4. Концентрация внимания на одной конкретной проблеме в течение долгого времени. Не секрет, что дела, которые рассматриваются в ВТО, анализируются не один и не два дня, а зачастую процесс может длиться год, два или три. При этом от участников процесса требуется повышенная концентрация над проблемой, детальная проработка всех возможных вопросов. Данный конкурс как раз воплощает эту концепцию. Если студенты способны при должной подготовке могут заточено работать над одним вопросом, то они более будут подготовлены к сложным вызовам, которые встречаются на практике, будучи способными подходить к ним с должным уровнем концентрации.
  5. Осуществление данной практики в международном контексте. Одно дело, когда вы проводите игровой процесс в одной стране, одном факультете и проверяете свои знания перед людьми, которые говорят на общем с вами языке, имеют общее с вами общее юридическое образование (в одной правовой системе). Совсем другое дело, когда вы попадаете в международную среду, участники которого представляют все обитаемые континенты земного шара. Многие дипломатические тонкости всплывают. Аргументы оцениваются практиками, работающими в различных странах с различным фокусом.
  6. Отличительным качеством данного конкурса является то, что он проходит на английском языке, на рабочем языке ВТО. Студенты в рамках подготовки обращаются к оригиналам текста, толкуют формулировки в соответствии с правилами Венской конвенции о праве международных договоров, получают вопросы, формулируемые на этом же языке. Отвечают на вопросы судей на нем же. Это очень важно для гуманитариев, учитывая, что язык является главным инструментом для юриста, при помощи слов и предложений составляются нормы права. При помощи языковых средств доносится позиция сторон, строятся аргументы. Умение обращаться на языке оригинала, учитывая все многообразие взглядов и подходов на правовой режим Всемирный торговой организации, – качество, которое является неотъемлемой частью в формировании специалиста по данному направлению.
  7. Кроме того, в рамках устных раундов студенты тестируются на общие знания при аргументации, получают вопросы по формулированию меры, аналогичности товаров, наличия дискриминации, доказательство выполнения критерия необходимости, если речь идет об исключениях. Все эти вопросы возникают на практике при разрешении споров между государствами, при составлении заключения о соответствии той или иной нормы правовому порядку ВТО, формировании позиции при проведении двухсторонних и многосторонних переговоров.

Постоянное обучение и тренировка

Студенты имеют право выступить несколько раз (как минимум два). Фактические обстоятельства при этом не меняются. Это означает, что столкнувшись с вопросами со стороны третейской группы на своем первом раунде, у студентов есть возможность проработать свои ошибки и недочеты и учесть при представлении своей позиции уже в последующих раундах. Тем самым команда на протяжении всего конкурса может вырасти как в содержательном плане, так и в плане формы представления своей позиции. В этом смысле немного жаль, что на предварительной стадии у команд две, а не четыре таких возможности, поскольку во втором случае, команда смогла бы, как минимум, один раз повторить свое выступление за одну и ту же сторону, поработав над комментариями, полученными от панелистов на первом раунде.

А судьи кто?

В качестве арбитров, которые задают вопросы и оценивают команды выступают официальные работники секретариата ВТО, представители органов международных организаций и государств, занимающихся правом ВТО, работники ведущих юридических фирм, которые представляют интересы государств в ВТО, участвующих в спорах по правилам организации, преподаватели ведущих вузов по программам данной проблематики.

Немного печально осознавать, что из российских университетов на данный конкурс была заявлена только одна команда. В то же время, например, от Украины было заявлено четыре.

В этой связи, я могу только призвать к участию российских студентов в таких мероприятиях. Это непременно увеличит интеллектуальную базу в сфере торгового права. Ведь, как бы там ни было, но споры на международном уровне решаются людьми из разных стран, с разным правовым бэкграундом, будь то континентальная система права или система общего права, представителями различных государств. Умение настраивать диалог в такой международной сфере по очень сложным правовым вопросам – очень ценное и важное умение, которое невозможно получить, находясь на обучении исключительно в рамках своей страны. А получение практического опыта зачастую не хватает при получении основного образования в университете.

Это в абсолютно равной степени работает и для студентов, которые получают образование в европейских университетах. Решения в ВТО принимаются всеми участниками, в обсуждениях активно участвуют станы Латинской Америки, Юго-восточной Азии. Африки. Понимание интересов, которые есть в этих странах, понимание их процесса мышления – это то уникальное качество, которое неспособно дать обычное обучение, может быть за исключением того, когда ваши преподаватели с разных континентов и они чередуются, а ваши коллеги-студенты – со всего мира.

Игровой процессе и базовое образование

Написав вышеизложенное, оговорюсь, что конечно участие в игровом процессе, подобном Elsa Moot, ни в коем случае не может и не способно заменить теоретическую базу, которую студенты получают во время своих основных занятий в университете. Здесь, мне кажется, все-таки верным подход, в отличие от других подобных конкурсов по другим дисциплинам, заключающийся в ограничении, налагаемом на участников конкурса участвовать только один раз. Во-первых, это ограничение позволяет прокрутить через такую практику большее количество студентов, что само по себе ведет к большему числу молодых специалистов в будущем, которые лучше понимают, что к чему, когда приходят на практику. Во-вторых, это отражает опять же мысль о комплементарности данного способа образования наряду с базовым, которые студенты получают в рамках своих обычных занятий в университете.

Полученный же во время участия в конкурсе багаж знаний и навыков никуда не испаряются, и остается с молодым специалистом на выходе из высшего учебного заведения. Навыки поиска необходимой информации по праву ВТО, используя все возможные ресурсы, навыки составления письменных документов на языке организации, построение аргументов, – все это непременно пригодиться при реализации такого молодого специалиста в практической деятельности. Я не хочу говорить, что люди, не прошедшие такого рода опыты, такие навыки не осваивают. Такую практику можно получить и через другие каналы. Однако, участие в игровых процессах является одним из таких каналов, проверенных временем.

Фотографии:

 

 

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет