Терезу Мей ждет неразбериха в торговых отношениях с ВТО по мере приближения «Брексита»: вопросы и ответы

  • заключение торговых соглашений с рядом стран, не входящих в ЕС, для Великобритании может упроститься
  • многое в новых правилах/структуре для Великобритании зависит от условий «Брексита».

Готовясь к переговорам по выходу из Евросоюза, который должен состояться в 2019 году, премьер-министр Великобритании Тереза Мей также готовит почву для переговоров между Великобританией и странами, не входящими в ЕС, включая США и Китай, по вопросу торговых соглашений после «Брексита». Все это будет происходить в рамках ВТО, для которой планы Великобритании являются беспрецедентными, а также на фоне новой протекционистской политики президента Дональда Трампа.

Ниже приведены ответы на основные политические и процедурные вопросы

  1. Нужно ли Великобритания подавать заявку на повторное присоединение к ВТО?

Нет. Членство Великобритании в ВТО никак не связано с членством в ЕС. Поэтому, выйдя из ЕС, страна не пополнит ряды стран-нечленов, таких как Беларусь, Северная Корея и Туркменистан.

  1. Упростится ли для Великобритании процесс заключения каких-либо торговых соглашений?

Теоретически да. После «Брексита» Соединенное Королевство может в относительно быстрые сроки заключить новые торговые соглашения с более чем 60 странами и территориями, такими как Южная Корея, которые имеют специальные торговые договоренности с ЕС, поскольку договоренности по предоставлению доступа на рынок между ЕС и его партнерами по ВТО выходят за рамки требований ВТО, что позволяет Великобритании просто «копировать» соглашения и уведомлять международный арбитраж в Женеве.

Согласно этому сценарию, такая страна, как Южная Корея, заключившая отдельное торговое соглашение с ЕС, не будет заключать соглашение повторно вследствие «Брексита». Постоянным членом этой группы стран также должна стать Канада.

  1. Каково будущее торговых связей Великобритании с другими странами-нечленами ЕС?

Возможно, для Великобритании станет сложнее выстраивать новые торговые отношения с такими странами, как США, Китай, Япония, Новая Зеландия и Бразилия, у которых нет соглашений о свободной торговле с ЕС. В этом случае ряд обязательств ЕС перед этими странами в рамках ВТО, возможно, придется заново обговаривать с Великобританией, которой затем понадобится утвердить такие изменения в Женеве.

«Во-первых, в рамках ЕС имеются подводные камни в процессе переговоров по «Брекситу», говорит Жак Буржуа, старший консультант брюссельской юридической фирмы Sidley Austin LLP. «Во-вторых, в Женеве обязательно возникнут случаи, когда партнеры по ВТО вспомнят о своих старых разногласиях. Это неизбежно».

В общем и целом, Великобритании после «Брексита» придется разработать свой «перечень обязательств» в связи с предоставлением доступа на внутренний рынок товарам и услугам партнеров по ВТО, которые не имеют торговых соглашений с ЕС.

  1. Будет ли затронуто сельское хозяйство?

Да. И сельскохозяйственная политика всегда являлась политически щекотливым вопросом в Женеве. При разработке своих обязательств по сельскому хозяйству в ВТО, Великобритании придется:

  • установить свои импортные квоты
  • добиться права предлагать субсидии, деформирующие торговлю (т.е., создающие торговое неравенство)
  • совместно с ЕС определить размер доли Великобритании в любой беспошлинной импортной квоте, которые обязательны для блока, состоящего из 28 стран.

Приведем пример потенциальной проблемы: ЕС имеет обязательство ежегодно импортировать из Новой Зеландии 230000 метрических тонн баранины, из которых на долю Великобритании приходится примерно половина. Возьмет ли на себя Великобритания половину указанной беспошлинной квоты в качестве условия сделки по выходу из ЕС? И если да, то согласится ли с этим Новая Зеландия?

Похожая ситуация с импортом курятины из Таиланда: 270000 тонн в год, из которых часть может беспошлинно ввозиться в ЕС.

Также встает щекотливый вопрос фермерских субсидий. В Европе право предоставлять фермерам помощь в определенных размерах, которая деформирует торговлю, по правилам ВТО принадлежит ЕС, а не правительствам отдельных входящих в него государств. Великобритании придется решить, хочет ли она приобрести часть этих прав ЕС – шаг, который может спровоцировать ссору с крупнейшими сельскохозяйственными производителями Евросоюза – Францией и Германией.

  1. Что станет с промышленными тарифами?

В области промышленных товаров при условии, что Великобритания заключит сделку с ЕС, которая не станет таможенным союзом, ей придется установить свои собственные импортные пошлины по 9000 – 10000 товарам. Лучшим вариантом для страны может быть простое «копирование» тарифов ЕС. По словам посла Великобритании в ВТО, это то, что страна может осуществить «в полной мере».

Введение более высоких тарифов может привести к разногласиям с другими членами ВТО, а более низких – усложнить переговоры по Брекситу. Например, ЕС использует стандартную пошлину на импорт автомобилей в размере 10%. Если Великобритания после «Брексита» попытается повысить эту пошлину, Япония может выступить против. Если же Великобритания применит ставку ниже 10%, могут возмутиться уже Германия, Франция и Италия, особенно если после «Брексита» Великобритания и ЕС продолжат свободную торговлю автомобилями.

Даже если Великобритания «скопирует» пошлины на товары, действующие в ЕС, ряд членов ВТО, не входящих в ЕС, может оказаться в невыгодном положении в некоторых случаях, так как Великобритания больше не будет опорой европейского единого рынка. В результате, экспорт в ЕС из Великобритании может облагаться двойными тарифами, считает Филипп де Баер, юрист по торговым делам брюссельской компании Van Bael & Bellis.

Например, автомобильные детали, импортируемые в Великобританию, будут облагаться пошлинами, действующими в Великобритании, а автомобили, собранные в Великобритании и ввозимые в ЕС, будут облагаться пошлиной ЕС в размере 10%.

  1. Что станет с рынком услуг?

Великобритании придется предоставить ВТО свой перечень обязательств по услугам, в частности, в области банковских услуг, страхования и телекоммуникаций, поскольку после «Брексита» обязательства в рамках ЕС к Великобритании больше не применяются.

Как и в случае с товарами, Великобритания может решить «скопировать» перечень ВТО. Однако получение одобрения по обязательствам Великобритании от всех членов ВТО может усложниться, если после «Брексита» иностранный бизнес в Великобритании (например, банки) не получит полного доступа на единый рынок ЕС.

Подытоживая сказанное выше, с учетом того, что переговоры по «Брекситу» являются только первым вызовом, а также того, что торговля с ЕС составляет почти половину торгового баланса Великобритании, мало кто из экспертов решится делать окончательные выводы по поводу того, какую форму примут торговые соглашения страны.

Источник на английском языке: https://www.bloomberg.com/politics/articles/2017-01-26/theresa-may-faces-wto-trade-tangle-as-brexit-lift-off-nears-q-a

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет