Органичная и децентрализованная эволюция Соглашения о создании ВТО? 22 июня Канада выдвинула предложение о реформе Органа по разрешению споров, предусматривающее создание неформальной правовой базы с целью реформирования процесса разрешения споров в рамках ВТО

Все мы знаем, как непросто вносить дополнения и изменения в Соглашение о создании ВТО, которому уже больше 20 лет. Это справедливо как для материальных, так и для процессуальных норм. Реформа Органа по разрешению споров требует согласия всех 162 стран-членов ВТО. Формальный процесс пересмотра работы Органа начался почти 20 лет назад, но по-прежнему движется в никуда.

Как заявили представители Канады на встрече Органа, Соглашение о создании ВТО «ограничило возможности органичного развития правил и процедур в результате изменения конъюнктуры, природы споров и ожиданий стран-членов».

Вместо всеобъемлющей реформы Органа мы были свидетелями нововведений локального уровня (в частности, по вопросам прав третьих сторон, назначения экспертов, конфиденциальной информации, предварительных постановлений и т.д.), включая отдельные случаи отклонений от прямых норм Органа на «доверительном» уровне (между двумя или несколькими странами-членами ВТО. – прим. пер.), в частности, придание слушаниям Апелляционного органа публичного статуса, определение порядка судебного производства или продление сроков.

Указанные нововведения и обновления политики показывают, что отклонения от положений Соглашения ВТО на «доверительном» уровне возможны и допускаются (при условии наличия двустороннего соглашения и отсутствия нарушений прав третьих сторон), но пока не являются общепринятыми, если речь заходит о материально-правовых реформах и нововведениях (см. недавний отчет Апелляционного органа «Перу: Сельскохозяйственные продукты», который, по всей видимости, допускает отказ на «доверительном» уровне от процессуальных прав сторон на обращение к группе экспертов ВТО, но не допускает пересмотра материально-правовых норм или «доверительного» отклонения от Соглашения ВТО).

В то же время указанные «ситуативные» обновления в работе Органа соблюдаются не во всех случаях и ведут к «стратегическому манипулированию» в отдельных спорах (одна из сторон спора всегда выигрывает от нововведения больше другой) и увеличению сложности для участников, за исключением 15 или чуть большего числа «частых пользователей».

Вчера Канада предложила «неформальную правовую базу для развития процессуальных нововведений, которые могут использоваться как вне контекста двусторонних отношений в конкретных спорах, так и вне контекста многосторонних обсуждений пересмотра работы Органа, которые имели бы обязательную силу для всех стран-членов ВТО».

Указанная база позволила бы ряду стран-членов прибегнуть (в различной степени) к определенному прогнозируемому эксперименту или нововведению. При этом интересы членов ВТО, не готовых присоединиться к процессу, не будут затронуты. Нововведения, которые покажут свою эффективность, могут впоследствии быть формально приняты (для всех или для отдельных членов ВТО); нововведения, которые не «работают», могут быть отвергнуты. Этот механизм также помог бы облегчить обмен опытом и двусторонними соглашениями с целью увеличения прозрачности и полезности для тех членов ВТО, которые редко являются сторонами спора.

Как лицо, заинтересованное в сохранении значимости ВТО и ее модернизации (даже если формальные поправки к правилам ВТО не принимаются его членами), учитывающее согласие участвующих членов и относящееся с полным пониманием к членам ВТО, не принимающим изменения (права третьих сторон), я считаю эту идею весьма интересной и заслуживающей внимания. Она также напоминает мне о «неформальном международном законотворчестве», которое мы наблюдаем во многих других международных организациях, включая нормотворческие органы: новые практики возникают децентрализованно, снизу вверх и становятся органичной частью права, если они доказывают свою эффективность; в противном случае они почти автоматически отпадают. Это также напоминает мне о возникновении и эволюции смежной области – международного инвестиционного права, в настоящее время переживающего период реформирования.

 

Перевод

Оригинал статьи: http://worldtradelaw.typepad.com/ielpblog/2016/06/organic-bottom-up-evolution-of-the-wto-treaty-canadas-june-22-dsb-proposal-for-an-informal-framework.html

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет