ВТО мешает обновлять флот

правительству не удается до конца года согласовать проект постановления по судовому утилизационному гранту. Вчера на совещании в Минпромторге против выступило Минэкономики, опасающееся, что отдельные формулировки вступят в противоречие с нормами ВТО. Если споры затянутся, отрасль может не успеть освоить пробные 400 млн руб., заложенные в бюджете на грант в 2017 году, есть риск того, что не будут выделены и обещанные при успехе эксперимента еще 2 млрд руб.

Вчера в Минпромторге состоялось согласительное совещание по проекту постановления правительства, вводящего судовой утилизационный грант. Но проект так и не был принят из-за замечаний Минэкономики, сообщили «Ъ» два источника, присутствовавшие на совещании. В Минпромторге от комментариев отказались.

Судовой утилизационный грант — единовременная выплата судоходной компании при утилизации старого флота при условии заказа нового судна. Сходные механизмы существуют и в других отраслях. Например, утильсбор есть в автопроме: его ввели на импорт в 2012 году для защиты экологии, де-факто на рынке его считали компенсацией за снижение ввозных пошлин после вступления РФ в ВТО (затем из-за жалоб импортеров его распространили на все автоконцерны). В начале года был введен утильсбор на дорожно-строительную и сельхозтехнику, Минпромторг может его распространить на станки, нефтегазовое и энергетическое оборудование. Утильпремия, аналогичная судовой, обсуждалась и для сдачи старого грузового вагона в утиль при покупке нового, но введена она так и не была.

В случае с судами размер гранта составит 15% от стоимости нового судна для пассажирских и круизных судов и 10% для остальных. Его получают при утилизации судов старше 30 лет. Грант выдается после закладки киля судна, выплаты части аванса и представления документов, подтверждающих факт утилизации старого судна. По совокупности факторов заказчику будет целесообразно делать заказ на российских верфях, пояснили в Российской палате судоходства (РПС). В сентябре Владимир Путин поручил правительству среди прочих мер поддержки гражданского судостроения предусмотреть субсидирование судостроителей для возмещения части затрат на покупку нового флота взамен утилизированного, доклад должны подготовить к 15 января.

Возражение Минэкономики касалось содержащегося в тексте положения о том, что грант можно будет использовать исключительно для постройки судна «на российских верфях». По мнению министерства, оно может вступить в противоречие с нормами ВТО, рассказали источники «Ъ». В Минэкономики «Ъ» сообщили, что вопрос о приведении документа в соответствие с нормами ВТО «прорабатывается». Управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Александр Муранов говорит, что в данном случае нельзя однозначно сказать, нарушает или нет проект нормы ВТО. «Тут могут быть разные подходы,— поясняет он.— По сути, Россия дает возможность за счет бюджета строить суда дешевле на российских верфях. Мне кажется, здесь может возникнуть вопрос к тому, насколько это нарушает равенство возможностей иностранных субъектов, у которых себестоимость строительства выше, не является ли это искажением конкурентных условий и излишним вмешательством государства в торговлю». В конечном счете, поясняет господин Муранов, точку ставят органы по разрешению споров (суд) ВТО.

В качестве санкций, по словам Александра Муранова, государство, которое считает себя ущемленным, может лишить Россию каких-то торговых преимуществ.

Как рассказали «Ъ» в РПС, на совещании были выработаны оптимальные формулировки, позволяющие тексту документа не пересекаться с нормами ВТО. «Сейчас в рабочем порядке ведомства скорректируют текст, и в конце января его планируется внести в правительство»,— отметили в РПС. В бюджете на 2017 год на утильсбор выделено 400 млн руб. Но, исходя из предельной доли гранта в строительстве судна, этой суммы хватит лишь на один лайнер (стоит около 3 млрд руб). В РПС полагают, что если судовладельцы начнут активно утилизировать старый флот и размещать заказы на новые суда, сумму значительно увеличат. В Объединенной судостроительной корпорации считают утильгрант одной из ключевых мер господдержки отрасли наряду с развитием лизинга и квотами на добычу биоресурсов (выдаются под обязательство заказать новые рыболовецкие суда).

Надежда Малышева из PortNews опасается, что в 2017 году Минпромторг и отраслевые предприятия не успеют освоить средства, предусмотренные на утильгрант. Затянувшееся согласование документа и его дальнейшее прохождение через инстанции может привести к тому, что реальные деньги выделят лишь во втором полугодии, полагает она. Неясно, успеют ли предприятия подготовить необходимый комплект документов и получить субсидию до конца года с учетом того, что порядок получения гранта еще не отработан, отмечает эксперт. Госпожа Малышева говорит, что неосвоение средств может негативно сказаться и на планах по продлению утильгранта: если мера будет сочтена успешной, в 2018 году бюджет обещал еще 2 млрд руб.

Анастасия Веденеева, Анна Занина, Яна Циноева
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/3182818

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет