Boeing посадили возле Airbus

14.03.2012

Субсидирование обоих авиаконцернов признано незаконным

В крупнейшем споре мировых авиаконцернов Boeing и Airbus поставлена точка. Апелляционный орган Всемирной торговой организации (ВТО) признал незаконным получение концерном Boeing субсидий и налоговых послаблений от США в объеме $5,3 млрд, а ранее выдвинул аналогичные обвинения в отношении Airbus за получение субсидий от правительств стран ЕС на еще большую сумму — $18 млрд. Теперь США и ЕС, традиционно поддерживающим собственное авиастроение, придется искать новые способы дотирования, отмечают эксперты.

В понедельник апелляционный орган ВТО сообщил о признании незаконным субсидирования правительством США аэрокосмического концерна Boeing. В своем сообщении орган указал, что с 1989 по 2006 год Boeing получил около $5,3 млрд субсидий, в том числе от правительственного агентства NASA за исследования и разработки. Помощь от NASA позволила Boeing начать производство Boeing-787 Dreamliner — облегченную версию пассажирского лайнера, превзошедшую аналогичную модель Airbus-A350 в сегменте среднемагистральных самолетов. «Теперь Dreamliner следует переименовать в Subsidy-liner. Это самый субсидированный самолет в истории авиации»,— иронично отметил Райнер Олер, глава департамента Airbus по связям с общественностью. Airbus оценивает свой ущерб от предоставленных Boeing незаконных субсидий в $45 млрд.

Теперь решение по Boeing должно быть утверждено на очередном заседании ВТО, которое, как ожидается, пройдет в конце месяца. После этого в течение полугода США обязаны приостановить антиконкурентное субсидирование Boeing. В противном случае ВТО может применить к стране санкции. Торговый представитель США при Всемирной торговой организации Рон Кирк заявил, что Вашингтон «готов рассмотреть все решения ВТО».

Поддерживать собственное авиастроение — общемировая практика, так поступают абсолютно все страны

И Airbus, и Boeing считают решение ВТО собственной победой. «Был сделан вывод: субсидии, полученные Boeing,— противозаконны, в то время как займы, предоставленные Airbus правительствами стран Европы, законны, и их использование может быть продолжено»,— заявил Райнер Олер. Рон Кирк, напротив, назвал решение ВТО «победой для американской промышленности и трудящихся», ведь согласно ему ущерб от действий американского правительства меньше, чем от субсидирования Европейским союзом компании Airbus. Если американские субсидии Boeing привели к тому, что Airbus продала на 118 самолетов меньше, чем могла бы, то европейские субсидии Airbus снизили продажу Boeing на 342 самолета.

В октябре 2004 года Boeing и Airbus подали взаимные жалобы в ВТО. Брюссель заявил, что в 1990-2004 годах власти США направили Boeing около $19 млрд налоговых льгот и субсидий на исследовательские работы. Кроме того, концерн получает многомиллионные субсидии от правительства Японии, где выпускаются кабины для Boeing-787 (конкурент A350). Boeing в свою очередь заявил, что субсидии, полученные Airbus от правительств Франции, Германии, Великобритании и Испании, не предусмотрены соглашением между США и ЕС о госсубсидиях на производство пассажирских самолетов и несовместимы с правилами мировой торговли. Речь шла о налоговых уступках, спонсировании исследовательской деятельности, беспроцентных кредитах на разработку и производство новых моделей — всего около $200 млрд, позволившие концерну, по мнению Boeing, стать лидером рынка. В мае прошлого года ВТО признала незаконными субсидии Airbus на $18 млрд.

Вице-президент консалтинговой группы Teal Group Ричард Абулафия в комментарии Bloomberg назвал решение ВТО бессмысленным: «Вся суть работы ВТО в том, чтобы одна из сторон в споре могла предъявить встречное обвинение. Но если обе стороны воспользуются этим правом, мы получим рецепт для взаимного уничтожения, а этого никто не хочет».

Однако теперь США и ЕС придется искать новый способ дотирования своих производителей. «Поддерживать собственное авиастроение — общемировая практика, так поступают абсолютно все страны»,— говорит вице-президент лизинговой компании Avia Solutions Group Александр Ланецкий. В декабре 2011 года ЕС уже объявил об отмене противоречащих правилам ВТО субсидий для Airbus. Соответствующие меры скорее всего придется принять и США.

Елена Синицына, Богдан Кисиль
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/1891897

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет