Великий не ложечный путь: чем петербургский бизнес покоряет мир

Статистическое снижение объема несырьевого экспорта из Петербурга не отражает реальной ситуации, — утверждает председатель комитета по промышленной политике и инновациям Смольного Максим Мейксин. По его словам, статистика измеряет экспорт не в реальном выражении, а в денежном, причем в валюте. Фактически же, число петербургских предприятий, выходящих на внешние рынки, растет.

«В продаже за рубеж изделий для масс-маркета — условно говоря, чайных ложек – мы вряд ли достигнем больших успехов, — говорит он. – У наших компаний другой путь – экспортировать продукцию с интеллектуальной составляющей». Что получается продавать за рубеж сегодня, и есть ли возможность нарастить экспорт завтра, РБК Петербург рассказали бизнесмены и эксперты.

Россия – большое КБ

«Россия – это большое КБ; мы хорошо проектируем, и можем проектировать на экспорт», — говорит проректор Санкт-Петербургского Политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого Алексей Боровков (номинирован на премию РБК Петербург 2016). Этот тезис он подтвердил на практике: основанная Боровковым компания «Лаборатория “Вычислительная механика”» совместно с Инжиниринговым центром Политеха экспортирует сложные инжиниринговые услуги под брендом CompMechLab. Среди заказчиков – мировой автопром, включая BMW, Audi и другие концерны, для которых сотрудники CompMechLab проектируют кузовы и проводят виртуальные краш-тесты. В мировом автопроме за последние десять лет объем натурных краш-тестов уменьшился в 20 раз, что приводит к увеличению объема виртуального моделирования более чем в 100 раз, так что CompMechLab участвует в формировании очень перспективного рынка.

В деньгах такой экспорт “весит” сравнительно немного – годовой объем продаж инжиниринговых услуг CompMechLab иностранным заказчикам в 2016 году составит порядка 20 млн руб. — однако он фактически равен объему заработной платы квалифицированных специалистов, и уже этим важен для развития российской инновационной экономики, — подчеркивает А. Боровков. Кроме того, «работа на экспорт позволяет нам знакомиться и работать с технологиями будущего на несколько лет раньше, чем эти наукоёмкие технологии появятся в России, — продолжает он. — Мировой автопром – безусловно, самая быстро развивающаяся в технологическом отношении высококонкурентная отрасль. Если вы бежите вперед вместе с мировыми лидерами, то, естественно, убегаете от остальных».

Сейчас университетские спин-аут и стартап-компании вместе с Инжиниринговым центром Политеха выходят на китайский рынок; не случайно весной этого года в Шанхае открылось представительство СПбПУ. «Китайские автомобильные компании ставят очень интересные задачи в области промышленного дизайна и компьютерного проектирования, — говорит А. Боровков. – Это специфический рынок – в том числе потому, что среди китайских потенциальных партнеров есть много профессиональных копировщиков, которые стремятся вытянуть из вас интеллектуальные ноу-хау. Но, с другой стороны, компаний там так много, что вы можете выбирать, с кем работать, и возможности развития на этом рынке – почти безграничны».

Зарубежный поход роботов

Компания РОББО тоже целится в китайский рынок. «Мы даже специально оставили нашего робота на одном из заводов, чтобы китайские коллеги его скопировали – тогда их продукция останется на текущем технологическом уровне, а мы пойдем дальше: у нас запланированы инновационные разработки на 5 лет вперед», — рассказывает продюсер проекта РОББО Павел Фролов (номинирован на премию РБК Петербург 2016).

Пока, впрочем, экспортный форпост РОББО находится не в Пекине или Шанхае, а в Хельсинки – отсюда компания продает по всему миру инновационные образовательные робоконструкторы и франшизы на открытие робототехнических кружков. «Финские коллеги сами вышли к нам с предложением открыть у них офис и начать международные продажи», — отмечает Павел Фролов. Как он поясняет, «мы поставляем одновременно конструкторы для обучения робототехнике и программированию и методику обучения; в таком сочетании элементов, наш продукт уникален и востребован в разных странах». По его мнению, из Петербурга можно экспортировать не только учебных, но и вполне серьезных промышленных роботов – соответствующие компетенции в городе есть, появились и первые примеры такого экспорта.

Покорители Эвереста и Голливуда

Одежду для альпинистов начинает поставлять в Китай, а также в Швейцарию и США,

Одежду для альпинистов начинает поставлять в Китай, а также в Швейцарию и США, компания RedFox. «На экспорт мы поставляем то, что является нашей сильной стороной – премиальную высокотехнологичную продукцию для очень узкого круга людей. Мы занимаемся этим 27 лет, знаем наших потребителей, а они знают нас», — говорит совладелец компании Владислав Мороз. «При восхождениях на Эверест используется одежда всего нескольких брендов, и мы – один из них», — поясняет бизнесмен. Для покорения вершин экспорта RedFox инвестирует в создание международного бренда.

«Чтобы работать на высоко конкурентном мировом рынке, надо обладать уникальностью, которую почти невозможно повторить, — продолжает тему ниш председатель совета директоров ГК Digital Design Андрей Федоров (номинирован на премию РБК Петербург 2016). — Мы умеем быстрее, чем кто-либо на земле, решать системы линейных уравнений в конечных алгебраических структурах. За счет этого у нас получается создавать востребованные в мире программные продукты для восстановления потерянной информации на дисках, ведь поиск потерянной информации – это решение системы уравнений». Компания RAIDIX, входящая в группу Digital Design, поставляет ПО для хранения и восстановления данных теле- и кинокомпаниям от Украины до Голливуда. «Мировая киноиндустрия работает с огромными потоками данных – фильмы снимаются на несколько камер одновременно, делаются объемные изображения, и так далее – и для обработки этих потоков требуется специальный софт», — поясняет А. Федоров.

Грузите товар цепочками

Достижения в узких нишах вдохновляют, но российскому экспорту нужно выходить за пределы штучных поставок, — уверен заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов. Для этого предстоит научиться экспортировать не отдельные товары, а технологические цепочки: «Когда мы смотрим на продукцию «Сименс» и аналогичных производителей оборудования, то видим законченное технологическое решение. Это решение включает комплектующие, ПО, сервисное обслуживание, удобные покупателю финансовые условия, включая услуги лизинга, и так далее, — говорит он. – Когда же российским компаниям удается продать за рубеж ту или иную технику, у покупателей возникает целый ряд трудно решаемых вопросов». «Надеюсь, на федеральном уровне будут приняты решения, которые позволят быстро ввозить на ремонт технику, которую мы поставляем зарубежным покупателям – сейчас даже это сложно сделать, — поясняет вице-губернатор. – Подчас проще выбросить прибор, чем отправить его на сервисное обслуживание в РФ».

Структура экспортной деятельности меняется, — продолжает его мысль первый заместитель председателя правления Банка «Санкт-Петербург» Александр Конышков. Информации о том, как ее осуществлять, у российских компаний не хватает – как не хватает им и денег. Ведь серьезных затрат требует не только производство продукции, но и обеспечение поставки покупателю, а также организация послепродажного сервиса. «Один из отечественных производителей сделал экспортный вариант сельскохозяйственных машин, — приводит пример А. Конышков. — При достойном качестве, эти машины в несколько раз дешевле американских аналогов, так что у предприятия есть потенциал поставок и в страны Таможенного союза, и на рынки Европы и Америки. Но машину надо довезти до потребителей, протестировать, обеспечить запасными частями, и так далее – кто все это будет финансировать? Дело производителей – производить; они не привыкли оплачивать целый веер сопутствующих операций».

Российским компаниям очень сложно конкурировать с тем же Китаем, поскольку «у китайских экспортеров есть дешевые финансовые ресурсы и сумасшедшая государственная поддержка», — резюмирует Александр Конышков. «Мы пытаемся помогать экспортерам, как и государство, предоставляющее в ряде случаев страхование внешнеторговых операций и организационную помощь. Однако это пока нулевой шаг в сравнении с той системной поддержкой экспорта, которую еще предстоит сформировать», — считает он.

Границы на замках

«После девальвации перед нами открылись большие рынки. Мы стали выигрывать по ценам не только в производстве, но и в разработках «, — констатирует Максим Мейксин. При этом он прогнозирует: «В следующем году быстрого роста объема экспортных поставок мы не увидим». Помимо внутренних ограничений – недостаточность оборотных средств у промышленных компаний, несовершенство таможенного законодательства, отсутствие опыта внешнеторговой деятельности – есть и внешние: «Западные рынки заняты, и нас там не слишком ждут. На них нужно активно работать, прежде чем появится возможность занять там широкие ниши», — объясняет Максим Мейксин.

«Против российских компаний в рамках ВТО инициировано много антидемпинговых расследований, — говорит М. Мейксин. – Также против наших поставщиков включают технические регламенты, затягивают прохождение сертификации». «Есть страны, которые напрямую, в нарушение правил ВТО, закрывают российским товарам вход на рынок, – продолжает глава комитета по промышленной политике. — Мы сейчас помогаем компании «Балтика» организовать иск в рамках ВТО против Грузии, запретившей поставки российского пива на свой рынок». Преодоление преград требует времени, поэтому «развитие несырьевого экспорта – не быстрый вопрос; здесь не может быть революционных результатов, но этим необходимо системно заниматься», — заключает М. Мейксин.

При всех достижениях российских инженеров-конструкторов, доля экспорта продукции в высокотехнологичных областях составляет в России несколько процентов, сожалеет Алексей Боровков. «Для некоторых гражданских высокотехнологичных сегментов правительство России ставит задачу увеличить долю экспортируемой продукции с сегодняшних 1-2% до 5-10% в ближайшем будущем, — говорит он. — Как наращивать высокотехнологичный экспорт? Естественно, необходимо проектировать и производить высокотехнологичную продукцию не хуже и не медленнее, чем зарубежные конкуренты, но несколько дешевле, чем они, четко попадать в перспективные продуктовые ниши, и сразу сертифицировать новые продукты за рубежом».

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/spb_sz/19/10/2016/58077d179a7947035f4c3503

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет