Таджикистан может стать транзитным хабом ИКТ в Центральной Азии. Для этого нужна реальная конкуренция на рынке телекоммуникаций, размежевание функций регулятора отрасли и конвертация политических деклараций в конкретные действия. Об этом наш разговор с Асомиддином Атоевым, авторитетным международным экспертом в области информационных технологий из Душанбе.

 

Digital.Report: В нашем последнем разговоре вы сказали, что попытка нынешнего уполномоченного органа по отрасли, Службы связи при Правительстве Таджикистана, усидеть сразу на трех стульях регулятора, оператора и центра по выработке политики вредит перспективам развития сектора.

Асомиддин Атоев: Да. Это ситуация конфликта интересов. Именно поэтому мы говорим о необходимости создания по-настоящему независимого регулятора отрасли.

Что вы имеете в виду под независимостью?

Сразу оговорюсь: независимость не означает бесконтрольность. Речь идет о последовательности в реализации госполитики, защите от чрезмерного вмешательства госорганов (в первую очередь, от исполнительной ветви власти) и отсутствии аффилированности с игроками рынка.

Именно такой регулятор будет заинтересован в развитии отечественного рынка ИКТ и привлечении инвестиций — не для одной компании, а в интересах всей отрасли. Эта задача решается не уговорами и мольбами в адрес инвесторов, а проведением четкой, понятной и благоприятной для рынка государственной политики. Необходимо создавать привлекательную среду как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

Вы считаете, что учреждение такого органа поможет преодолеть негативные тенденции в экономике таджикского телекома?

Я убежден — чем быстрее будет выполнено обязательство по созданию независимого регулятора, тем быстрее мы увидим стабильный рост сектора ИКТ. Он будет положительно влиять на всю экономику страны, так как технологии уже сегодня получают повсеместное применение.

Тем более, Таджикистан уже является членом Всемирной торговой организации (ВТО), а одним из обязательств, которое правительство взяло на себя в рамках этой организации, является создание условий для конкуренции в области телекоммуникаций и создание независимого регулятора. Присоединяясь к ВТО, мы осознанно взяли на себя это обязательство, чтобы придать динамику развитию этой отрасли.

Постановлением правительства от 31 октября 2014 года была принята программа адаптации экономики к стандартам ВТО. Ее цель — создание условий для развития малого и среднего бизнеса, привлечения иностранных инвесторов и так далее. И эта программа тоже содержит пункт о независимом регуляторе отрасли телекоммуникаций.

Что же заставило руководство республики отложить эту задачу?

Впоследствии Министерство экономического развития и торговли совместно с ОБСЕ провели исследование, которое пришло к выводу, что Таджикистан еще не готов создать конвергентный регулятор для двух отраслей – телекома и телерадиовещания. Авторы анализа рекомендовали правительству создать конвергентного регулятора двух отраслей в два этапа. Первый шаг — это учредить два разных независимых регулятора и подготовить правовую базу для второго этапа. После чего, на базе наработанного опыта и потенциала, создать одного конвергентного, независимого регулятора двух отраслей.

Объясните, пожалуйста, каковы преимущества независимого регулятора?

Предсказуемость регуляторных процессов, которую обеспечит наличие компетентного независимого регулятора, обеспечит прозрачность решений, принимаемых в рамках действующего законодательства и установленного мандата. Стабильность и ясность на рынке привлечет инвесторов.

К примеру, регулятор до начала 2011 года в целях развития телекоммуникаций по всей стране, разрешал операторам связи создавать свою собственную инфраструктуру, включая южные приграничные районы.  Позже, в мае 2011 года, он вдруг распорядился демонтировать все базовые станции, установленные на границе с Афганистаном. Компании, которые их устанавливали, не получили возврат своих инвестиций, понесли убытки и вынуждены были потратить деньги дополнительно на демонтаж оборудования.

Независимость регулятора очень важна для достижения всех трех стратегических целей развития, заявленных руководством страны — это энергетическая независимость, выход из коммуникационного тупика и продовольственная безопасность.  Уже сегодня ИКТ имеют большое значение в организации доставки и оплаты услуг электроэнергии и доступа к качественным товарам, включая продовольственным, а в перспективе еще больше повлияют на потенциал цифровизации других сфер экономики и госуправления.

Перед Таджикистаном сегодня два пути. Первый — это превращение из развивающейся страны без выхода к морю в страну с развитой ИКТ-отраслью и киберпространством, благодаря которой мы будем интегрированы в мировую экономику. Второй вариант — это путь развивающейся страны, не имеющей ни выхода к морю, ни киберпространства.

Для выбора правильного пути нужен независимый регулятор, который будет мыслить стратегически в интересах сектора и проводить госполитику по его развитию.