Экспортная установка Белоруси «33-33-33»: достижима ли мечта?

Правительство предполагает к 2020 году диверсифицировать экспорт так, чтобы треть продукции поставлялась в Евразийский экономический союз, треть — в Европейский экономический союз, треть — в прочие страны, заявил 18 мая премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.

Днем ранее на заседании Совета министров он обозначил «ключевое требование» к производству: две трети всех объемов должно уходить на экспорт. Чтобы «подстегнуть» экспорт, правительство создало мониторинговые группы по освоению новых рынков — Мексика, Коста-Рика, Панама, Чили, Марокко, Танзания, Замбия и других и поручило МИДу поручаю организовать их эффективную работу.

Однако вопреки правительственным установкам, белорусский экспорт сегодня демонстрирует обратную тенденцию. В частности, доля России – ключевого рынка для белорусской продукции — в общем объеме белорусского экспорта в первые 2 месяца 2016 года выросла до 38% с 34,7% в январе-феврале 2015 года. А вот доля ЕС снизилась на 3,2%, третьих стран – на 3,6%.

Ясно, что диверсифицировать белорусский экспорт директивно не удастся. Тем более, на фоне падения продаж на альтернативных рынках и снижающейся по ряду причин конкурентоспособности белорусской продукции.

«Переложить задачу только на плечи предприятий – не совсем честно»

«Диверсификация экспорта — дело, конечно, нужное. Но переложить решение этой задачи исключительно на плечи производителей – не совсем честное решение вопроса», — подчеркнула генеральный директор обувного СЗАО «Отико» Галина Белевич на заседании Республиканского клуба директоров в конце февраля. (Для справки: СП «Отико» сoздано в 1993 году  с участием немецкого капитала. Персонал —  около 600 человек).

Объем экспорта в СП «Отико» превышает 50%. В течение 20 лет компания работала с прибылью, за исключением последних двух лет. И хотя по итогам 2015 года «Отико» получила прибыль в размере 10 миллиардов  рублей (около 495 тысячи долларов), чистой прибыли у предприятия нет. По словам Г. Белевич, «часть ее «скушали» проценты по банковским кредитам, а вторую часть дожевали» курсовые разницы».

Далее. Для наращивания экспортных продаж компания должна активно участвовать в выставочной деятельности. «Выставочная деятельность – удовольствие достаточно дорогое. Во многих странах государство компенсирует экспортерам часть затрат, связанных с участием в зарубежных выставках, либо полностью покрывает их затраты. В  Беларуси вопрос по аналогичной поддержке пока дебатируется», — отметила гендиректор.

Кроме того, белорусские предприятия вряд ли смогут заметно нарастить экспорт, имея кредитные ресурсы в разы дороже, чем у зарубежных компаний. «Нынешние условия привлечения банковских кредитов абсолютно не комфортны для производителей», — подчеркнула Г. Белевич.

По ее словам, благосостояние финансовой сферы Беларуси в последние 3 года держится на непомерно высоких кредитных ставках, которые производители вынуждены оплачивать. «Никто, к сожалению, не посчитал, в какой степени финансовая сфера финансировалась из средств, вымытых из активов промышленных предприятий», — отметила гендиректор. Как следствие, активы компании, которые «Отико» создало за 20 лет  работы, приближаются к «крайним точкам». «Еще годик, — и баланс компании будет неблагоприятным», — отметила гендиректор.

Чтобы минимизировать издержки, «Отико» отказалась от внешнего аутсорсинга, перешла на режим неполной рабочей недели по инициативе нанимателя и т. д. Кроме того, пытаясь уменьшить кредитные затраты, «Отико» за последние два года снизила собственный кредитный портфель почти на 30%. Правда, это не помогло оздоровить баланс предприятия: так как растет курс доллара и евро, то сумма кредитных ресурсов остается прежней, как и проценты по кредитам.

«Отико» попыталась воспользоваться еще одной возможностью уйти от кредитной зависимости. С большинством своих партнеров компания работает не один год, поэтому при поставке товара оформляет аккредитив или предоставляет отсрочку платежа до 90 и 120 дней. Однако  работать по этой схеме  оказалось невыгодно. «За эти 90 дней курс скакнул, — и мы  получаем в балансе цифру хуже, чем если бы взяли кредит на эту сумму», — констатировала Г. Белевич.

В свою очередь гендиректор ЗАО «Молодечномебель» Валерий Бушило считает, наращивать экспортные продажи предприятию мешают ограничения по срокам возврата валютной выручки. Их следовало бы отменить или хотя бы увеличить предельные сроки возврата валютной выручки. Также необходимо упростить процедуры экспортного страхования. «Сколько наше предприятие ни пыталось застраховаться — ни разу не удалось, ибо требования страховщика не приемлют наши контрагенты, — чуть ли не отпечатки пальцев надо сдавать», — отметил В. Бушило.

Конкурентоспособность предприятий снижается. Одна из причин —  неконкурентные тарифы

Белорусским предприятиям сложно выполнить правительственную установку по освоению новых рынков в условиях, когда их конкурентоспособность снижается, в том числе из-за нерыночных тарифов на энергоносители. Как писал БЕЛРЫНОК, в  Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) привели данные по  I полугодию 2015 года: в этот период материальные затраты  предприятий выросли по сравне­нию с аналогичным периодом 2014 года на 11,4 %, в том числе затраты на топливо и энергию — на 31,9 %. Директора недоумевают, почему сегодня при цене поставляемого газа в Беларусь  в 132- 140 долларов за тысячу кубометров предприятия приходится платить за газ по цене от 210 долларов до более 340 долларов.

На фоне резкого снижения мировых цен на нефть и другие энергоносители, БСПН посчитало логичным предложить правительству  адекватно —  примерно в 2 раза —  снизить для предприятий тарифы на газ, электроэнергию, нефтепродукты и теплоэнергию. А также установить та­рифы в национальной валюте и в зависимости от мировых цен на нефть и курса белорусского рубля к корзи­не валют. Однако чиновники предложения бизнес-союза не поддержали.

Вступление в ВТО поможет диверсификации?

Правительство возлагает особые надежды на вступление Беларуси в ВТО как на фактор, способный позитивно повлиять на диверсификацию и рост экспорта. Вероятно, с помощью этого аргумента ему удалось убедить в необходимости этого шага основного оппонента вступления в ВТО Беларуси — белорусского президента. В конце марта Лукашенко поручил госорганам активизировать переговоры по вступлению страны в ВТО (как заявлено, с учетом национальных интересов).

Указом президента Беларуси от 8 мая N167 определен новый состав межведомственной комиссии по вопросам присоединения Беларуси к ВТО. Председателем комиссии назначен первый вице-премьер Василий  Матюшевский. Примечательно, что сейчас в состав комиссии, помимо представителей госструктур, вошли представители бизнес-сообщества, в том числе председатель «БАМАП» Николай Боровой, сопредседатель правления БСПН Дмитрий Дичковский, генеральный директор бизнес-школы Института приватизации и менеджмента Павел Данейко.

БЕЛРЫНОК писал, что в сентябре 2015 года МИД РБ согласовал с департаментом ВТО по присоединению новых стран  «дорожную карту», предполагающую согласование переговорных позиций с 40 странами, которые вошли в рабочую группу по Беларуси. Сейчас формируется график переговоров с 23 государствами. При благоприятном развитии процесса МИД предполагает, что Беларусь может вступить в ВТО  в течение 2 лет.

Эксперты, однако, предупреждают, что вступление Беларуси в ВТО при сохранении нынешней социально-экономической модели  белорусской экономики не станет для страны «экспортной панацеей».

Очевидно также, что при отсутствии структурных реформ Беларусь не сможет существенно нарастить экспорт своей продукции на европейский рынок. Другое дело, что инструменты ВТО дают ей определенные шансы для продвижения  своей продукции на рынки других стран (речь идет о возможности экспорта в страны, где сейчас белорусские товары почти не представлены). При этом сохраняется надежда, что на фоне дальнейшего обострения кризиса белорусское руководство вынуждено будет приступить к структурным реформ в экономике.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА

С 1 сентября 2016 года ввозные таможенные пошлины в Евразийском экономическом союзе будут снижены на 1 тыс. 780 товарных позиций, что обусловлено очередным этапом имплементации обязательств России перед ВТО. В целом снижение пошлин составит 1-2%. В 2013 году в соответствии с этими обязательствами были уменьшены около 5 тыс. ставок пошлин, в 2014-2015 годах — около 4,5 тыс.

Снижение пошлин с 1 сентября  этого года затронет некоторые виды бумаги, обоев, ковров, отдельные виды мебели, конфет и сладостей. Снижение пошлин произойдет также на некоторые виды обуви, некоторые виды автомобилей, промышленное холодильное оборудование, отдельные строительные материалы, отдельные виды рыбы и другие товары.

В частности, на некоторые виды форели и лосося ставка ввозной таможенной пошлины с 1 сентября снизится с 5,8% до 4,4%. Пошлины на некоторые смеси из тропических плодов и орехов уменьшатся с 8,3% до 6%. Ставка таможенной пошлины на бытовые холодильники-морозильники снизится с 15% до 13,6%, на бытовые морозильники и микроволновые печи — с 14% до 12%. Ввозная таможенная пошлина на духи и туалетную воду уменьшится с 8,6% до 6,5%. Снижение пошлин затронет и ряд вин с защищенным наименованием по происхождению (Бордо, Бургундия, Токай, Божоле, Венето). Пошлины на такие вина уменьшатся с 14,4% до 12,5%.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет