Саммит Россия – АСЕАН – это ответ на глобализацию

В 2016 году отмечается 20-летие установления диалогового партнёрства между Российской Федерацией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Юбилейный саммит Россия — АСЕАН проходит 19–20 мая в Сочи, где, в частности, будут обсуждаться новые механизмы расширения экономического взаимодействия

Как будет развиваться это сотрудничество на фоне создания Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), ведь ряд стран АСЕАН являются участниками ТТП? Об этом корреспондент ТПП-Информ беседует с председателем Совета по таможенной политике, советником президента Торгово-промышленной палаты РФ Георгием Петровым.
 — Георгий Георгиевич, не помешает ли ТТП партнерству и расширению сотрудничества с Россией в рамках АСЕАН?
— Первое, ТТП ни в чем не противоречит ВТО. Второе, в соглашениях о свободной торговле можно быть в партнерстве с огромным количеством стран, и это не создает никаких препятствий. Здесь опасения излишни.
Справка: Транстихоокеанское партнёрство (ТТП или ТЭП; англ. Trans-PacificPartnership, TPP) — международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Организация создана на основе торгового соглашения между её участниками. Соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрства 4 февраля 2016 года в Окленде (Новая Зеландия) подписали 12 стран: США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. Договор вступит в силу после ратификации всеми членами, на что может уйти до двух лет. Предполагается, что ТТП станет альтернативой АСЕАН и АТЭС, ее создание станет продолжением американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной, созданию экономического блока для противостояния растущему влиянию Китая и России. Предложение о создании ТТП было выдвинуто еще в 2003 году тремя странами — Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. В 2005 году участником стал Бруней, в том же году четыре страны подписали соглашение об учреждении ТТП, вступившее в силу в 2006 году. В соглашении об учреждении ТТП было заявлено, что его участники создали, в соответствии с нормами ВТО, зону свободной торговли.
Стоит пояснить, почему появилось ТТП. Если отстраниться от пропагандистской мишуры, которая, несомненно, присутствует, то дело в том, что Дохийский раунд ВТО в последнее время стал здорово пробуксовывать и те амбициозные цели и задачи, которые были поставлены, не были реализованы. Практическое решение получил пункт по облегчению условий в торговле. Образно говоря, гора родила мышь.
Справка: Дохийский раунд должен был отрегулировать торговые взаимоотношения стран — членов ВТО. Как предполагалось, развивающиеся страны должны были снизить таможенные барьеры в сельскохозяйственном секторе экономики. В обмен на это развитые обязались уменьшить объемы субсидирования сельского хозяйства. Все эти условия в совокупности должны были предоставить равные конкурентные возможности для всех стран — членов ВТО. Дохийский раунд переговоров, проводившийся в рамках Всемирной торговой организации с 2001 года, в течение многих лет балансировал на грани срыва. Страны с развитой и развивающейся экономикой пытались договориться о либерализации торговых барьеров. Долгая история споров и рассуждений 29 июля 2015 года завершилась провалом. Никаких перемен в мировой торговле не произошло.
ВТО — это консенсус, когда не все «за», а нет никого, кто «против». Поэтому когда одна из стран — участников ВТО, пусть даже самая маленькая, против, то, как следствие, — договоренности нет. В итоге эти разногласия между развитыми и развивающимися странами преодолеть стало невозможно, так как, к сожалению, после Дохи мир сталкивался не с одним глобальным экономическим кризисом. Впервые в послевоенной экономической истории темпы роста внешней торговли стали отставать от темпов роста валового внутреннего продукта — глобального ВВП. Подчеркну, что никогда такого не было.
Всегда внешняя торговля опережала рост ВВП, она была одним из двигателей экономического роста. Одним из важных факторов стал поиск новой, иной модели. Второй фактор, то, что жизнь иногда развивается по законам физики и на всякое действие появляется противодействие. Да, сегодня идет процесс глобализации, он не у всех стран (правительств) вызывает большое удовольствие, потому что глобализация не всем дает преимущества. К сожалению, преимущества получают только большие, сильные и конкурентоспособные. Вот и появляется ответ на процесс глобализации — это регионализация.
И таких региональных соглашений в последнее время появляется все больше и больше. Саммит Россия — АСЕАН тому действенное подтверждение. Что такое АСЕАН? Это пример такого регионального сотрудничества, когда 10 стран Юго-Восточной Азии совершенно с разным уровнем экономического развития находят общую платформу для того, чтобы создавать общий рынок. Общий рынок, на котором присутствуют такие разные экономики, как Камбоджа и Сингапур, экономики Индонезии и Лаоса. И при этом поэтапно создаются четыре свободы передвижения — товаров, услуг, капиталов, людей.
Это наглядный пример интеграционного объединения. Но наряду с этим в том же ТТП участвуют члены АСЕАН, и это партнерство в ТТП сам блок АСЕАН абсолютно ни в чем не ущемляет и не разваливает. Хотя не все страны АСЕАН вошли в ТТП. Беда заключается в другом. ТТП — это пример ускоренной либерализации. ГATT (генеральное соглашение по тарифам и торговле) и ВТО в первую очередь создавались для либерализации торговли, для снятия тарифных и нетарифных барьеров или уменьшения их негативного влияния на развитие торговли.
Если отталкиваться от того, что на первом этапе ТТП полностью соответствует нормам и правилам ВТО, то проблема может заключаться в том, что невозможно будет предугадать дальнейшую эволюцию этого объединения. Не будут ли в ТТП вноситься и прописываться иные правила, которые в итоге вступят в противоречие с нормами ГАТТ и ВТО.
Справка: Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) было подписано в 1946 году и определяло таможенные ставки и торговые квоты, которые были призваны наиболее эффективно поддержать послевоенную экономику стран. С развитием технологий и финансовой системы соглашение ГАТТ потребовало расширения до новых областей, например интеллектуальной собственности, услуг, капитала и сельского хозяйства. Появилась необходимость создания единой организации, которая стала бы следить за исполнением всеми странами-членамиторговых соглашений. Прежде чем торговая организация оформилась в конце 20 века, страны — члены ГАТТ провели несколько переговоров, самыми долгими из которых стали раунд Кеннеди, продлившийся с 1962 по 1967 год, и Уругвайский раунд, на который ушло 8 лет. В 1995 году появилась ВТО.
Обратите внимание, мы создали ЕАЭС. В рамках объединения было принято решение, что все вопросы, которые возникают в ходе экономического сотрудничества, будут регулироваться в судебном порядке. В ТТП пошли по другому пути, они не стали создавать судебные органы, а возложили регулирование экономических споров на ВТО в Женеве. — Это хорошо или плохо? — Это хорошо. Это подчеркивает то, что ВТО остается универсальным инструментом регулирования торговли.
Но, повторюсь, важно понимать, что будет дальше, а вот здесь и возникает большой вопрос. С самого начала диалог выстраивается на противостоянии «мы будем создавать правила, а не Китай». Когда что-то создается против кого-то, а в данном случае ТТП, как альтернатива Китаю, это всегда несет подтекст негатива. Отмечу, что ЕАЭС создавался не против ЕС, даже госпожа Меркель говорит о свободной торговле на всем евразийском пространстве от Владивостока до Лиссабона. ЕАЭС — это как раз инструмент не против кого-то, а «за». В данном случае за свободную зону торговли на всем евразийском пространстве.
Я бы сказал так, что в отношении ТТП не надо терять бдительность. Необходимо внимательно следить за теми процессами, которые там происходят, а что будет дальше, давайте посмотрим. Напомню, что соглашение о создании Транстихоокеанского партнёрства было подписано 4 февраля 2016 года, и ТТП само по себе замечательный шаг вперед, но теперь предстоит ратификация. США являются основным инициатором данного соглашения. Но при этом американское право никогда не ставило международные соглашения выше, чем национальное законодательство. Значит, все те принципы и правила, которые записаны в ТТП, должны быть инкорпорированы в национальное американское законодательство, только тогда это будет работать.
Зададимся вопросом: разве в Вашингтоне нет лоббистов и как пойдет процесс сопряжения? А пока два основных кандидата на президентство — и госпожа Хиллари Клинтон, и господин Трамп негативно отзываются о соглашении ТТП. В Конгрессе США также нет полного единства. Часть сенаторов высказывается положительно и заявляет о выгодности ТТП для США, а часть выражает противоположную точку зрения. В данном контексте не стоит упускать из виду, что ЕАЭС, Россию с одной стороны будет окружать ТТП, а с другой стороны — идея Трансатлантического торгового инвестиционного партнерства.
Справка: Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) (англ. Transatlantic Trade and Investment Partnership) —соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США. Сторонники ТТИП полагают, что оно приведёт к многостороннему экономическому росту, в то время как противники утверждают, что оно приведёт к увеличению власти корпораций и затруднит правительствам регулирование рынков на благо всего общества. Экономические барьеры между ЕС и США являются относительно низкими не только из-за давнего членства во Всемирной торговой организации (ВТО), но и из-за последних соглашений, таких какЕвропейско-Американское соглашение об открытом небе и работы Трансатлантического экономического совета. В Еврокомиссии утверждают, что заключение трансатлантического торгового пакта могло бы повысить в целом торговлю между соответствующими сторонами на целых 50%. Однако экономические отношения остаются напряженными и часто возникают торговые споры между двумя экономиками, многие из которых оказываются на рассмотрении в ВТО. В марте 2014 года Европейская комиссия начала консультации с общественностью по ограниченному числу пунктов. Экономические преимущества от ТТИП были изложены в январе 2015 в совместном докладе, опубликованном Белым домом и Европейской комиссией.
Я не раз высказывал мысль о том, что пора учредить еще одну номинацию в Нобелевской премии, в частности в области торговой политики. И если США и их торговые представители договорятся с комиссией ЕС по сельскому хозяйству, то обе стороны должны будут получить Нобелевскую премию.
Ната Марк
Оригинал публикации
http://ukraina.ru/analytics/20160519/1016397813.html

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий