Тайна двух океанов. Новый виток глобальной торговой войны

Кризис ВТО и американизация трансокеанской торговли.

Наверное, в мире осталось мало специалистов, которые сомневаются в том что ВТО (Всемирная торговая организация) все более теряет свой вес в решении мировых торгово-экономических проблем. После 2001 года, когда начался очередной, Дохийский  раунд, многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, и это удивительным образом совпало со вступлением Китая в эту организацию, сколько-нибудь значимых решений в области международного регулирования торговли принято не было.

Мертворожденный» (как пишет женевская газета LeTemps) Дохийский раунд так и не был закончен. США и страны ЕС, которые всегда диктовали ВТО (и ранее в ГАТТ) свою повестку дня, столкнулись в недрах этой международной организации с достаточно консолидированной позицией развивающихся стран, тон в которой задавали Бразилия и Индия (по последним данным Всемирного банка, по размеру ВВП Индия вышла на третье место в мире). Но самое главное, выходящая на первое место в мире экономика Китая стала рассматриваться в Вашингтоне как самый серьезный вызов американской экономике. Китай не только стал все более доминировать на рынках стран Азии, Европы, Африки и самой Америки, но и предложил собственную версию либерализации мировой торговли. После того, как Китай заключил в прошлом году соглашения о свободной торговле с Ю.Кореей и Австралией и принял закон о серьезных ограничениях деятельности в КНР международных компаний (прежде всего технологических компаний из США), руководство Соединенных Штатов активизировало противоборство. Так, 4 февраля 2016 г. США вместе с 11 другими государствами подписали в Окленде (Новая Зеландия) соглашение о Транс-Тихоокеанском Торговом Партнерстве (ТТП), полное название —  Транс-тихоокеанское стратегическое экономическое партнерство.

На конец текущего года США планируют заключить с Евросоюзом соглашение о Транс-Атлантическом Торговом и Инвестиционном партнерстве (ТТИП). Причем переговоры по обоим соглашениям, как подчеркивали европейские газеты, проходили в закрытом режиме. Президент США Барак Обама демонстративно подчеркнул на днях, что мировая торговля будет развиваться по американским, а не по китайским правилам. Официальный Пекин отреагировал незамедлительно на это заявление. Но главное не слова, а дела: Китай заканчивает создание своей многосторонней системы соглашений о свободной торговле со странами Азии и Тихого океана в рамках так называемого «Всестороннего регионального экономического партнерства ВРЭП (RCEP)». Причем в создаваемой Китаем сети торговых партнеров в регионе АТР есть страны, подписавшие ТТП с Америкой (например, Австралия, Новая Зеландия, Вьетнам, Бруней, Сингапур, Япония). Присутствует и Ю.Корея, которая не подписала ТТП с США. В «китайское» многостороннее соглашение входят ряд влиятельных стран, которые не охвачены «американским» ТТП, — например, Индия. А всего участниками ВРЭП являются 16 государств. Последний раунд переговоров по ВРЭП состоится в сентябре. Само соглашение ВРЭП может быть подписано до конца 2016 года.

Таким образом, регионализация мировой торговли становится все более явственной, и на смену достаточно рыхлых региональных таможенных объединений типа МЕРКОСУР в Латинской Америке, приходят трансокеанские объединения. Причем в обоих океанских партнерствах создаются транснациональные регуляторы во многих сферах экономики, напрямую не связанных с торговлей (например, трудовые и экологические стандарты, свободный доступ к интернету). ВТО, конечно же, останется для США важным инструментом для регулирования некоторых проблем, которые будут затрагивать экономические интересы главных мировых игроков, но с большим акцентом на форматирование торговых политик таких стран, как Индия, Бразилия или Россия. Но ВТО это уже не чисто «американский проект». И России могла бы воспользоваться этим инструментом в своих интересах.

 

Атлантическая версия «ВТО плюс»

Переговоры по подготовке соглашения о Транс-атлантическом инвестиционном и торговом партнерстве (ТТИП) ведутся с июля 2013 года. В текущем году они заметно активизировались. После 12 раунда в феврале этого года очередной 13 раунд переговоров прошел уже в конце апреля, а в июле состоится следующий раунд. По словам главного переговорщика по ТТИП со стороны ЕС Гарсия Берсеро, прошедший в Нью-Йорке 13 раунд переговоров был очень интенсивным, стороны добились определенного прогресса и согласовали некоторые общие тексты будущего соглашения, например,  по вопросам регуляторов и правил торговли, развития малого и среднего бизнеса. Есть общее понимание по срокам сокращения таможенных тарифов, что особенно важно для стран ЕС, экспортеры которых ежегодно уплачивают в США ввозные пошлины на 3,5 млрд. евро. Чтобы не тратить времени, стороны не обсуждали спорные вопросы по 3% таможенных тарифов на товары, которые и США и ЕС признают «чувствительными». На 14 раунде переговоров в июле планируется подготовить проект текста соглашения по большинству вопросов. Самые непримиримые расхождения предполагается решить волевым путем «на политическом уровне».

Стороны очень торопятся, чтобы успеть закончить переговорный процесс хотя бы «вчерне» для того, чтобы осенью текущего года, пока Обама еще остается президентом США, соглашение было бы подписано. Об этом была достигнута договоренность между президентом США и канцлером Германии Ангелой Меркель во время их встречи в конце апреля этого года. При этом Барак Обама отметил, что не обязательно стремиться к тому, чтобы соглашение было ратифицировано к концу текущего года. Эта договоренность ускорила переговоры и однозначно придала им политический характер. Но многие проблемные вопросы еще далеко не решены.

Кроме того, в самой Германии, как и в ряде других государств ЕС, существует серьезная оппозиция соглашению о создании ТТИП. Речь не идет о тривиальных антиамериканских настроениях. Многие в Европе опасаются потерять работу или свой бизнес в результате облегчения доступа американских товаров и услуг на европейский рынок. В то же время либерализация откроет и американский рынок для европейцев. Но тем не менее, как сообщает женевская газета Le Temps, в Германии только 17% населения поддерживают соглашение ТТИП, а в Ганновере, где состоялась американо-германская встреча «в верхах», прошла 12-тысячная демонстрация против торгового партнерства с США. Как отмечает в этой связи Эльвира Фабри из парижского института Жака Делора, немецкие манифестанты выступали не против новых таможенных правил, а в защиту национального суверенитета, в поддержку продовольственной безопасности на основе развития местного аграрного производства, за сохранение европейских социальных стандартов и экологических норм.

В начале мая в ряде европейских газет появились сообщения об «утечке» информации о «секретных переговорах» между США и ЕС по созданию ТТИП, из которых, якобы, следует,что Вашингтон оказывает давление на европейских переговорщиков. Информация появилась первоначально на страницах германской газеты «Зюддойче Цайтунг». В частности, газета привела в пример заявление США о том,  что европейским автомобилям будет сложно попасть на американский рынок, если в ЕС не смягчат своего аграрного протекционизма в отношении импорта американского продовольствия. Это вызвало эмоциональный всплеск в ряде столиц стран ЕС, например, в Париже, хотя этот факт не представлял никакой новой информации в принципе.

Как отмечает швейцарская газета, определенный скептицизм в отношении соглашения с ЕС демонстрируют и американские деловые круги, особенно в тех отраслях экономики, которые опасаются европейских конкурентов (та же автомобильная промышленность, в частности). Однако, как считает германский министр экономики Зигмар Габриэль, соглашение о ТТИП «даст сбой» без уступок со стороны США. Пока, по словам министра, текст соглашения скорее напоминает лозунг «Покупайте американское».

 

Швейцария перед сложным выбором

«Швейцария готовит почву, чтобы уменьшить влияние оси Брюссель-Вашингтон». Статья с таким заголовком вышла в женевской газете Le Temps.

Успех переговоров о Трансатлантическом партнерстве между США и ЕС приведет к изменению ландшафта глобальной торговли, отмечает автор статьи Дижан Николич. Швейцария, которая пытается рассчитать возможное влияние этого договора на свою экономику, колеблется между тем, чтобы начать прямые переговоры с США, или продолжать делать вид, будто ничего не произошло.

Партнерство между США и ЕС приведет, по словам автора статьи, к созданию «нового мастодонта в международной торговле», на который придется 50% глобального ВВП, треть объем мировой торговли и 20% всех прямых иностранных инвестиций. Швейцария полностью исключена из процесса переговоров между США и ЕС, но очень внимательно следит за ними, отмечает Дидье Шамбовей, глава миссии Швейцарии при ВТО и ЕАСТ. По его словам на США и ЕС приходится две трети швейцарского экспорта, 60% инвестиций Швейцарии и 94% прямых иностранных инвестиций в этой стране. В руководстве Швейцарии продолжаются горячие дискуссии по данному вопросу. Есть три варианта: 1) присоединиться к переговорам о ТТИП (но Швейцарию не приглашали), 2) начать прямой диалог с США (в 2006 г. переговоры между Швейцарией и США о свободной торговле прекратились из-за нежелания Берна допустить американские сельхозтовары на швейцарский рынок), 3) принять какое-либо паллиативное решение (в настоящее время его контуры еще разрабатываются правительством страны). По расчетам некоторых швейцарских экспертов, ТТИП приведет к падению швейцарского экспорта на 15% и к сокращению доходов жителей страны на 7%, при этом ВВП Швейцарии может снизиться на 3,8%. Но это крайняя, пессимистическая оценка.

Вместе с тем, продолжает Дижан Николич, по многим проблемам у США и ЕС нет единого подхода, поэтому желание заключить хотя бы рамочное соглашение до конца текущего года представляется амбициозным и мало достижимым. Американо-европейские противоречия по-прежнему сильны в таких секторах экономики, как морской транспорт, аудиовизуальный сектор, государственные услуги, защита инвестиций, отношения между транснациональными корпорациями и государством. Особенно явными расхождения остаются в сельском хозяйстве – в ЕС продолжают выступать против американской практики обработки куриного мяса хлором, применения гормонов при выращивании скота, производства генно-модифицированной аграрной продукции. Поэтому соглашение о партнерстве могло бы быть подписано в урезанном виде, например, только касательно сокращения таможенных пошлин на промышленные и сельхозтовары (с изъятиями). Тогда это было бы не соглашение ТТИП, а соглашение типа «TAFTA», то есть о «Трансатлантической зоне свободной торговли».

В данной связи Швейцария ожидает, что такое трансатлантическое соглашение нанесет ущерб швейцарским экспортным поставкам только в США, поскольку нынешний торговый режим между Швейцарией и ЕС будет оставаться относительно более либеральным. Потери понесут такие отрасли швейцарской промышленности, как машиностроение, электротехническая, металлургическая, текстильная, органическая химия. В случае введения в ТТИП жесткого правила «страны происхождения» могут также пострадать швейцарские производители автокомпонентов для европейской автомобильной промышленности.

Однако, как представляется, потери Швейцарии не будут столь масштабными. Тарифные барьеры в США не столь высоки (от 2 до 6%), чтобы драматичным образом повлиять на швейцарский экспорт. Швейцарские экспортеры ежегодно уплачивают в США таможенные пошлины на 250 млн. швейцарских франков, что не так уже много. Швейцария сейчас больше страдает от укрепления национальной валюты, чем от таможенных барьеров в других странах. Более того, после заключения ТТИП Швейцария, скорее всего, будет стремиться стать членом этого партнерства.

Более оптимистично на ТТИП смотрит и Мартен Навиль, директор торговой палаты Швейцария – США. Его мнение приводится в другой статье в Le Temps. Навиль полагает, что соглашение о свободной торговле в рамках ТТИП будет готово к подписанию в конце 2017 или начале 2018 года. Швейцарии придется, по его убеждению присоединиться в этому соглашению. Единственной преградой на этом пути является швейцарский аграрный протекционизм, который защищает местных фермеров от иностранной конкуренции. Поэтому ратификация будущего соглашения о присоединении Швейцарии к ТТИП будет трудной. Пожертвует ли Швейцария своим сельским хозяйством, этой «священной коровой»?, -задается вопросом швейцарский эксперт. На этот вопрос пока ответа нет. Как правило, в Швейцарии такие вопросы решаются на национальном референдуме.

Однако Швейцария выстраивает свою внешнюю торговлю не только в европейском и американском направлениях. Министр экономики страны Йохан Шнайдер-Амман, который одновременно в этом году является президентом Швейцарской Конфедерации, собирается подписать швейцарско-китайское соглашение «Инновационное стратегическое партнерство». Это будет следующим шагом после уже вступившего в силу в 2014 г. двустороннего соглашения о свободной торговле между двумя странами. С Японией у Швейцарии также есть соглашение о свободной торговле. А в конце апреля в Берне страны ЕАСТ подписали договор о зоне свободной торговли с другой азиатской страной – с Филипинами.

К сожалению, Швейцария была вынуждена под давлением США и ЕС в одностороннем порядке приостановить переговоры о создании зоны свободной торговли между государствами ЕАСТ (Европейская ассоциация о свободной торговле, включающая Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию) и странами Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Россия), который тем временем уже влился в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС).

В России внимательно следят за трансокеаническими торгово-экономическими образованиями. Они напрямую касаются экономических интересов страны, поскольку Россия географически выходит к обоим океанам, и к Атлантическому и к Тихому. Создаваемые в этих обширных регионах мира зоны свободной торговли без участия России означают только одно – российским экспортерам будет сложнее выходить на эти рынки, на которых большинство других стран будут пользоваться преференциальным, беспошлинным режимом. В данной связи, оставаясь только членом ВТО, которая гарантирует странам-участницам традиционный «режим наибольшего благоприятствования» (РНБ), нашей стране придется решать новые задачи по развитию национального экспорта. ВТО может помочь лишь в противодействии антидемпингу на наши товары, но она не создает для страны никакого льготного режима.

Очевидно, что национальные экономические интересы не ограничиваются только регионом ЕАЭС. В отношении некоторых других стран СНГ еще действует режим свободной торговли. Но он часто нарушается. Необходимо создавать условия для российских экспортеров и на других рынках. Так, например, было подписано соглашение о свободной торговле между странами ЕАЭС и Вьетнамом. Ведутся аналогичные переговоры с Египтом. При этом надо иметь в виду, что создавая режимы свободной торговли с другими странами, мы открываем национальный рынок для иностранных товаров, а отечественные экспортеры не всегда пользуются новыми возможностями или не имеют готовой конкурентоспособной продукции для поставок на внешний рынок. К тому же свободная торговля лишает бюджет доходов от таможенных пошлин.

Какой выход? География свободной торговли должна идти вслед за экспортом или параллельно с ним. Если российские экспортеры освоились, например, в Пакистане или Индии, Венесуэле или ЮАР, необходимо помочь им и содействием в осуществлении экспортной деятельности и созданием условий для снижения таможенных пошлин в других странах. Так, как это было, в частности, с Вьетнамом и будет – с Египтом. Внешняя торговля должна быть, по возможности деполитизирована.

Что касается приостановки переговоров между странами ЕАСТ и ЕАЭС, включая Швейцарию и Россию, то непонятна ее мотивировка с европейской стороны. Объявленные США и ЕС санкции против России не касаются напрямую (и не запрещают) торговлю между Россией и западными странами. Россия остается членом ВТО, которая допускает создание зон свободной торговли.  Более того, Россия не объявляла против Швейцарии продуктового эмбарго, хотя имела на это основание в связи с фактической поддержкой Берном антироссийских европейских санкций. Если другие страны ЕАСТ (например, Норвегия) не желают продолжать переговоры о свободной торговле с евразийскими странами, то об этом могли бы договориться между собой Швейцария и Россия.

Алла Хромова, кандидат экономических наук

представитель «Регионов России» в Швейцарии,

директор швейцарской компании «Эдельвейс МедСервис»

Берн, 6 апреля 2016

Источник: http://www.gosrf.ru/news/23195/

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий