Новая статья в блоге: О применении общих исключений к Протоколам о присоединении к ВТО: прав ли Апелляционный орган?

Протокол о присоединении к ВТО – документ, который подписывается между ВТО и новым членом. Он содержит условия, на которых государство или отдельная таможенная территория присоединяется к ВТО. Такая процедура предусмотрена статьей XII Марракешского соглашения об учреждении этой организации и применяется ко всем членам, которые присоединяются к ВТО уже после ее учреждения. Когда новый член официально присоединяется к ВТО,

на него распространяются как стандартные обязательства, предусмотренные Марракешским соглашением об учреждении ВТО и приложенными к нему соглашениями (к примеру, ГАТТ), так и индивидуальные обязательства, предусмотренные условиями протокола о присоединении.

И если более или менее понятно, как третейским группам и Апелляционному органу следует понимать и истолковывать обязательства, вытекающие из соглашений ВТО, то не совсем ясно, какие стандарты анализа применяются к обязательствам, вытекающим из протокола о присоединении. В частности, можно ли обосновывать нарушение этих обязательств путем обращения к общим исключениям по статье ХХ ГАТТ?

Возможно, ответ на данный вопрос не имел бы большого практического значения, если бы он касался только переходных положений (когда новому члену дается дополнительное время на приведение норм законодательства в соответствие с нормами ВТО). Однако в протоколах о присоединении могут содержаться и обязательства, которые действуют на протяжении всего периода членства в ВТО, т.е. бессрочно (напомним, что члены ВТО вправе выйти из организации только добровольно – у самой организации полномочий по лишению членства нет даже в отношении злостных нарушителей правил международной торговли). Примером такого бессрочного обязательства выступает пункт 11.3 Протокола о присоединении Китая к ВТО, в соответствии с которым он «… должен упразднить все налоги и сборы, применимые к экспорту, кроме специально указанных в Приложении 6 к настоящему Протоколу или применяемых в соответствии с положениями статьи VIII ГАТТ 1994».

Статья XX ГАТТ содержит перечень общих исключений, которые представляют собой основания, по которым члены ВТО могут вводить меры, не соответствующие их обязательствам, предусмотренным другими положениями ГАТТ. Общие исключения, по сути, представляют собой основания освобождения от ответственности. Зачастую ответчики в спорах в ВТО ссылаются на эту статью как на оправдание введения тех или иных ограничивающих торговлю мер.

Соотношению Протокола о присоединении Китая к ВТО и Статьи ХХ ГАТТ посвящена серия решений в отношении мер, принятых Китайской Народной Республикой: Китай – аудиовизуальная продукция (о применении общих исключений к пункту 5.1 Китайского Протокола), Китай – сырьевые материалы, Китай – Редкоземельные металлы (оба спора в отношении пункта 11.3 Протокола). На основании анализа в этих трех спорах Апелляционный орган в последнем деле, Китай — Редкоземельные металлы, сформулировал общий подход: статья ХХ ГАТТ не применяется к положениям протокола о присоединении, если в нем прямо об этом не указано и, между положениями протокола и положениями ГАТТ не установлена объективная связь, которая позволяет отойти от данного обязательства, ссылаясь на общие исключения. При этом каждый случай должен решаться индивидуально исходя из обстоятельств дела.

В качестве базовой предпосылки такого подхода служит понимание, что протокол о присоединении к ВТО стоит на одном уровне с многосторонними торговыми соглашениями ВТО (являющихся приложением к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО). Из этого вытекает восприятие Апелляционным органом протокола, как если бы он был бы еще одним многосторонним соглашением наряду с ГАТТ, ГАТС, ТРИПС и другими, т.е. соглашением, отдельно стоящим от других, в частности, от ГАТТ. Это, однако, совершенно не так.

Но даже если принять подход Апелляционного органа в споре Китай – Редкоземельные металлы концептуально верным, арбитры не были последовательны в своем анализе запрета на введение экспортных пошлин, предусмотренного пунктом 11.3 Китайского Протокола о присоединении.

Во-первых, Апелляционный орган не учел комплексное толкование статьи 11 Протокола Китая, которое применяется ко всем налогам и сборам, где в пунктах 11.1 и 11.2 есть прямые отсылки ко всему Соглашению ГАТТ. Во-вторых, обязательство по запрету на введение экспортных пошлин непосредственно касается регулирования торговли товарами. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что соглашением, регламентирующим таможенно-тарифное регулирование в рамках ВТО, является ГАТТ 1994. И хотя статья II ГАТТ говорит о соблюдении связанных ставок ввозных пошлин, тем не менее, логика и природа обязательств, предусмотренных положениями статьи II ГАТТ и п. 11.3 Протокола Китая о присоединении к ВТО крайне схожая. Трудно придумать причину, по которой можно вводить ограничительные меры с целью защиты здоровья населения или окружающей среды, включая повышение ставок ввозных пошлин, и при этом вывести за скобки возможность введения таких же мер регулирования в отношении применения вывозных пошлин.

На наш взгляд, подход, принятый Апелляционным органом, не выдерживает критики. Каждое конкретное многостороннее торговое соглашение регулирует торговлю в отдельном сегменте или регулирует ограниченный предметно аспект торговых отношений. Протокол о присоединении к ВТО, напротив, регулирует положения о присоединении государства или отдельной таможенной территории к ВТО в целом: протокол включает в себя множество отсылок к положениям различных соглашений ВТО. Причем, такие отсылки могут иметь явно выраженный либо подразумеваемый характер, что дела не меняет. Это даёт основания для вывода о том, что сам протокол является неотъемлемой частью всех многосторонних торговых соглашений ВТО, что следует, в том числе, из Статьи II Марракешского соглашения об учреждении ВТО. Напомним, Статья II:2 Марракешского соглашения предусматривает, что соглашения и связанные с ними правовые документы, включенные в Приложения к Соглашению ВТО, являются неотъемлемой частью Марракешского соглашения. Это, в свою очередь, устанавливает связь между протоколом о присоединении к ВТО и такими соглашениями и не требуют дополнительного текстуального указания на применение конкретных статей этих соглашений к обязательствам и иным положениям, являющимся частью протокола. Таким образом, протокол о присоединении к ВТО сам по себе, вне связи с многосторонними торговыми соглашениями ни юридически, ни фактически существовать не может.

Некоторые положения протоколов о присоединении к ВТО могут выходить далеко за пределы базовых прав и обязательств членов ВТО, изложенных в Марракешском соглашении и многосторонних торговых соглашениях. Однако это ни в коем случае не означает, что такие обязательства должны толковаться вне рамок интегрированной нормативной системы ВТО, в отрыве от предметной связи с конкретным положением соответствующего соглашения. В частности, любое дополнительное обязательства по экспортным пошлинам существует совместно с другими обязательствами ВТО, применимыми к торговле товарами, включая положения ГАТТ 1994 и, в частности, положениями, позволяющим членам ВТО прибегать к общим исключениям. Представляется бесспорным, что ни один член ВТО без явно выраженного текстуально на то своего согласия не может быть лишен права ссылаться на основания освобождения от ответственности, предусмотренные Статьей ХХ ГАТТ.

 

А. Смбатян

С. Тымма

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет