К.Бектургенев: сейчас нам нужно усердно работать, нужно поднимать нашу продукцию

Никто не будет спорить, что торговля всегда содействует росту национального дохода. Бизнесменам легче торговать за рубежом, когда на их пути не ставят никаких препятствий и ограничений. Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) может гарантировать это равноправие, в том числе и казахстанским экспортерам.

Почему торговать во ВТО намного легче? Любая страна ставит заслоны импорту, многие руководствуются защитой национального производства. Но основная цель ВТО — чтобы все страны-члены организации открыли свои границы, ликвидировав таможни, пошлины, квоты и иные барьеры, предохраняющие национальную экономику от напора иностранной конкуренции. Соглашения ВТО содержат обязательства стран снизить таможенные тарифы, ослабить другие торговые ограничения, а также открыть и не закрывать внутренние рынки услуг для своих зарубежных партнеров.
Эти преимущества, как раз нужны Казахстану, который имеет солидный пакет экспорта и нуждается в импорте для развития некоторых отраслей. 19 лет усиленной работы привели к тому, что 27 июля прошлого года в Женеве Президент Нурсултан Назарбаев подписал протокол по присоединению нашей республики к Всемирной торговой организации. Казахстан стал 162-ым членом ВТО.
Но, как и раньше многих беспокоит вопрос: А готовы ли отечественные предприятия к такому давлению? Миссия не легкая: найти «золотую середину» между принципом свободной торговли и политикой поддержки местного производства. Однако опыт многих стран показывает, при правильной политике, можно извлечь выгоду от членства в ВТО и не потерять национальный бизнес.
Национальное агентство по развитию местного содержания «NADLoC» МИР РК изучило опыт стран-членов ВТО в сфере предоставления преференциального режима в закупках и выявление альтернативных мер поддержки в рамках интеграции. То есть поддержка без нарушения правил ВТО.
Взять, например Бразилию, которая является членом ВТО с 1 января 1995 года. В определенных аспектах страна схожа с Казахстаном. Обеим присуща сырьевая направленность, в частности нефтегаз и энергетический сектор. К примеру, в автомобильной промышленности, импортеры в Бразилию должны оплатить федеральные и государственные налоги, что увеличивает реальную стоимость товара вдвое. Между тем, другие строгие рамки и правила политики местного содержания позволили достичь значительной доли местного содержания на рынке труда, товаров и услуг, а также содействуют Бразилии в восстановлении судостроительства.
Или наш ближайший сосед — Россия. Является членом ВТО с 2012 года. РФ для поддержки местных производителей приняла механизм субконтрактации. Это способ организации производства, использующий разделение труда между контрактором — сборочным предприятием с минимально необходимыми собственными производственными мощностями и субконтракторами — специализированными предприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы, и услуги. Такой подход позволяет малым и средним предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей. В соответствии с международной практикой, в РФ субконтрактация получила наибольшее распространение в секторах промышленности: машиностроение, металлообработка, электротехника, электроника, услуги промышленного назначения и.т.д.
Такой же центр субконтрактации начинает внедряться и в Казахстане, процесс развития которого осуществляется в NADLoC.
Так как ВТО направлена на свободную торговлю без дискриминации всех участников этого процесса, казахстанским властям пришлось защищать меры поддержки местных производителей. Некоторые из мер касаются местного содержания в закупках. Так, в рамках договоренностей с ВТО до 2021 года Казахстан сохраняет за собой право требовать местное содержание в работах и услугах на уровне, не превышающем 50% на недропользование, а также сохраняется 20% скидка в закупках недропользователей. За этот период предприятия должны подтянуться и поднять качество своей продукции, показать свою конкурентоспособность. В закупках национальных компании, «дочках» АО ФНБ «Самрук Казына» этот срок меньше — до 1 января 2016 года местное содержание остается приоритетом. Но потом, спустя год, в тендерах национальных компании уже смогут выигрывать и иностранные компании. Вместе с тем, в условиях интеграции (ВТО, ЕАЭС) мониторинг местного содержания не запрещен.
Но это не все. В целом же, председатель агентства «NADLoC» Кайрат Бектургенев говорит, что прошедший год был насыщен событиями и мероприятиями, направленными на развитие местного содержания и поддержку отечественных производителей.
В конце года создано объединение юридических лиц «Ассоциация «Сделано в Казахстане», в которой зарегистрированы более 100 компаний и число производителей думаю, будет расти и дальше. Одна из главных задач Ассоциации заниматься популяризацией товаров отечественного производства и проведение четкой регламентации механизма пользования единого логотипа «Қазақстанда жасалған-Сделано в Казахстане», что позволит ему достичь статуса особого знака отличия и качества отечественной продукции. Как известно, наличие стильной и запоминающейся эмблемы — залог эффективных продаж. Логотип стал узнаваемым и популярным в обществе, поэтому появление его на продукции, существенно поднимет уровень узнаваемости в стране и за ее пределами.
Также совсем недавно в Астане был открыт первый универмаг казахстанских товаров легкой промышленности. В универмаге представлены более 30 производителей Казахстана. Активно ведет свою работу электронная торговая площадка «Postmarket.kz», которая связывает покупателей и производителей товаров по всему Казахстану. Все эти мероприятия как раз направлены на поддержку национального бизнеса, не противоречивая нормам ВТО.
Кроме того разработана программа «Производительность -2020», которая начала свою работу в 2011 году в рамках реализации ГПИИР и направлена на повышение производительности труда в приоритетных секторах экономики и повышение работоспособности. В 2011-2015 годах мерами поддержки в рамках программы «Производительность-2020» воспользовались боле 100 казахстанских предприятий. Это такие меры, как возмещение части затрат, долгосрочное лизинговое финансирование, инновационные гранты. В рамках реализации второй пятилетки расширена линейка мер поддержки и упрощен механизм их предоставления.
Предприятия могут воспользоваться такими мерами поддержки, как разработка или экспертиза ТЭО для проектов; обучение сотрудников в Казахстане и за рубежом; привлечение иностранных специалистов; технологический аудит, энергоаудит, консалтинг в области информационных технологий; разработка промышленного дизайна. Также предусмотрены меры поддержки, касающиеся модернизации производства. Меры поддержки могут получить все предприятия обрабатывающей промышленности (кроме производства алкоголя и табачной продукции), которые проработали не менее одного года. Программа дала толчок для начала перестройки национальной экономики и уже показывает успешные примеры в реализации проектов. Такая поддержка для малого и среднего бизнеса довольно ощутима.
«В настоящее время в Казахстане отсутствует комплексный подход к пропаганде отечественной продукции, все министерства и ведомства осуществляют мероприятия по пропаганде в рамках своих направлений. Например, в детских садах питание необходимо закупать только у казахстанских производителей и показывать пакеты с молоком, творогом, сметану и т.д., при этом рассказывая, что это казахстанское, а значит самое лучшее, тем самым у детей будет закладываться узнаваемость казахстанской продукции и соответственно уже с детства повысит узнаваемость и приверженность к национальной продукции. Одеть школьников в единую форму казахстанского производства. При обучении в ВУЗах необходимо рассмотреть вопрос об обязательном прохождении практики именно на казахстанских предприятиях. Нам всем надо сплотиться и тогда казахстанский бизнес должен выдержать ту конкуренцию, которая создается в рамках ВТО. Это один из важных шагов нашей страны на пути вхождения в 30 — ку развитых стран мира. Сейчас нам нужно усердно работать, нужно поднимать нашу продукцию и конкурентоспособность», — заявил Кайрат Бектургенев.
Адаптация в ВТО — это не только благополучие местного производства и экспортеров. В конце концов — это более широкий ассортимент продукции более высокого качества, что очень выгодно для населения. Представьте себе весь ассортимент импортных товаров: фрукты и овощи, продукты питания, одежда и другие продукты, которые ранее считались экзотическими, свежие цветы из любого уголка мира, всевозможные товары для дома, книги, музыка, фильмы и так далее. А теперь представьте себе также те товары, которые люди в других странах могут получать, экспортируя их из нашей и других стран. Импорт позволяет нам расширить выбор, как товаров, так и услуг, плюс обеспечить более высокое их качество. Даже качество местных товаров может улучшиться из-за конкуренции со стороны импорта.
Что и говорить, ведь членство в ВТО — это «второе дыхание» для нашей экономики.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет