Вынырнуть из вакуума. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС отложили на год

Положения о Калининградской особой экономической зоне могут исключить из проекта нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). С такой инициативой выступили Республика Беларусь и Республика Казахстан. Партнеры России по ЕАЭС предложили прописать таможенные особенности самого западного российского региона в отдельных соглашениях. Бизнес-сообщество Калининградской области опасается, что эксклав окажется в условиях правового вакуума. Поэтому предпринимателей обрадовала новость, что вступление в силу ТК откладывается как минимум на год.

Все нормы «в одном флаконе»

Сейчас «правила эксплуатации» ОЭЗ закреплены в двух приложениях проекта Таможенного кодекса. В одном прописаны особенности перевозки и совершения операций в отношении товаров, перемещаемых между самым западным российским регионом и основной частью Евразийского экономического союза. В другом — нормы о товарах, которые находятся и используются внутри свободных таможенных зон, созданных по территориальному признаку.

Сейчас Евразийская экономическая комиссия подводит итоги внутригосударственных согласований проекта Таможенного кодекса. От Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации поступили около полутора тысяч замечаний. Армения и Киргизстан, которые присоединились к работе над кодексом позже остальных членов ЕАЭС, активно включились в обсуждение поправок.

Белоруссия и Казахстан, в частности, предложили исключить из структуры проекта кодекса все особенности функционирования свободных экономических зон, прописав нормы в отдельных соглашениях. Позицию белорусских и казахстанских коллег поддержали Армения и Киргизстан. Однако российская сторона настаивает на сохранении в проекте кодекса приложений, которые касаются ОЭЗ.

— Мы не видим гарантий, что кодекс и дополнительные международные соглашения вступят в силу одновременно, — подчеркивает советник департамента координации, развития и регулирования ВЭД министерства экономического развития РФ Дмитрий Козлов. — На всех переговорах мы занимаем одну позицию: нормы, которые касаются применения процедур свободной таможенной зоны, должны содержаться в одном документе. Этим документом, по нашему мнению, должен быть проект Таможенного кодекса ЕАЭС. Минэкономразвития России и ФТС России предполагают, что эффективность работы операторов свободных экономических зон зависит от стабильности и неизменности ранее достигнутых договоренностей между государствами — членами ЕАЭС.

Радости переноса

Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза должен был вступить в силу 1 января 2016 года. Однако из-за разногласий членов ЕАЭС в подходах к принципам таможенного регулирования документ заработает не раньше начала 2017 года. Среди других спорных моментов — предложение Казахстана значительно увеличить роль национального сегмента в таможенном регулировании. Теперь у партнеров есть еще год на переговоры и согласование спорных моментов.

— Если исполнится благоприятный прогноз, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступит в силу 1 января 2017 года, — делится информацией советник Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Сергей Соколов. — На неблагоприятный прогноз я бы предпочел не рассчитывать. Все будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно участники переговоров найдут компромиссные решения.

Калининградских предпринимателей новость об отсрочке только воодушевила. Бизнесмены хорошо помнят сложную ситуацию, которая возникла после вступления в силу нынешнего Таможенного кодекса Таможенного союза. Тогда документ пошел вразрез с законом о Калининградской особой экономической зоне, который позволяет предпринимателям эксклава ввозить и вывозить из сопредельных стран сырье и многие детали готовой продукции без уплаты ввозных пошлин и сборов. Товар, произведенный в регионе из импортных комплектующих, тоже освобождается от пошлин и сборов при вывозе в «большую» Россию.

Таможенный кодекс Таможенного союза обязывал калининградских предпринимателей оплачивать сборы. В дело вмешалась Федеральная таможенная служба, ситуацию удалось исправить в течение нескольких дней. Но предприятия понесли эпизодические убытки, ведь у многих даже не было денег на таможенных счетах.

— Если честно, мы опасались, что вновь окажемся в правовом вакууме, — признается вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Марина Фицак. — Что Таможенный кодекс вступит в силу, а нормы, которые регулируют нашу хозяйственную деятельность, еще не будут приняты. Сейчас мы вздохнули с облегчением. Если переговорная площадка продолжит работать в течение следующего года, мы можем надеяться на компромисс. Кроме того, отсрочка позволит калининградским субъектам внешнеэкономической деятельности спокойно решить «проблему-2016». Срок действия таможенных льгот, которыми пользуются резиденты особых экономических зон эксклава, истекает 1 апреля 2016 года.

Контейнер приравняли к автомобилю

Еще одна позитивная новость для калининградского бизнеса связана с контейнерными перевозками. Дело в том, что компании региона постоянно испытывают дефицит порожних контейнеров российского оператора. Вместе с тем есть доступная «тара» иностранных линий. Калининградские перевозчики надеялись, что новый Таможенный кодекс ЕАЭС позволит совершать хотя бы одну внутреннюю перевозку иностранным контейнерам, находящимся под процедурой временного ввоза.

По словам Сергея Соколова, решение этого вопроса зависело от статуса контейнерных линий. Сейчас стало известно, что контейнеры будут относиться к транспортным средствам международной перевозки. Значит, на них распространят действие соответствующих положений Таможенного кодекса, а калининградские компании смогут использовать контейнеры в попутных перевозках в обратном направлении.

— Это немаловажный фактор, который облегчит работу перевозчикам, — комментирует корреспонденту «РГ» ситуацию Леонид Степанюк, председатель комитета по транспорту и таможенной политике Калининградской торгово-промышленной палаты и генеральный директор крупной транспортно-логистической компании. — Раньше наши контейнеры могли остановить на границе, приходилось посылать автопоезд с трейлером, чтобы перегрузить туда товар. Сейчас проблема решена, мы сможем отправлять контейнеры в другие регионы России с попутной загрузкой на Калининград на обратном пути. Снизится себестоимость перевозок, что позитивно и с точки зрения грузовладельцев, и с точки зрения потребителей.

Российская газета
Both comments and pings are currently closed.

Комментирование закрыто.



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет