Форум ВТО в Найроби оставил двойственное впечатление

Комментарий А.П. Портанского, профессора Факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ, ведущего научного сотрудника ИМЭМО РАН

19 декабря 2015 г. в столице Кении Найроби завершилась 10-я Министерская конференция Всемирной торговой организации. Напомним, что такие встречи созываются каждые два года и являются высшей инстанцией ВТО. Впервые после начала функционирования ВТО в 1995 г. такую конференцию было решено провести на африканском континенте, чем еще раз подчеркнута важность проблем развивающихся стран, составляющих большинство в ВТО.

Форум в Найроби явился дважды юбилейным, т.к. ознаменовал 20-летие ВТО и стал 10-м по счету. Круглые даты, однако, не смогли сгладить острейшие проблемы нынешнего этапа развития многосторонней торговой системы, несмотря на ряд конкретных позитивных итогов конференции.

Продолжающийся уже более десяти лет кризис многосторонних торговых переговоров Доха раунда, с одной стороны, и прорыв в создании мегарегиональных торговых соглашений (МРТС), конкретизировавшийся минувшей осенью в успешном завершении переговоров по Транстихоокеанскому партнерству, с другой, образовали непростой контекст для форума в Найроби. Выживет ли пораженная переговорным кризисом многосторонняя система под напором мегарегиональных партнерств в условиях, когда на последние (Транстихоокеанское и Трансатлантическое) будет приходиться порядка 65% мировой торговли? Некоторые уже пытаются дать на данный вопрос ответ не в пользу ВТО, что представляется явно поспешным.

О сложности и неоднозначности ситуации перед 10-й конференцией свидетельствовал тот факт, что за неделю до ее открытия Генеральный директор ВТО Роберто Азеведу проинформировал членов организации об отсутствии «каких-либо проектов документов для Найроби – ни в виде потенциальных решений по ранее определенным проблемам, ни в форме проекта декларации министров», что не очень характерно для форумов подобного уровня. Члены ВТО подготовили документы, охватывающие несколько сфер, с вынесенным в квадратные скобки (то есть несогласованным) текстом. В то же время не было единого мнения о том, стоит ли вообще продолжать переговоры по другим вопросам. В результате 10-я Министерская конференция стала первой, в решениях которой мнения по важнейшим вопросам разделились. В частности, в итоговой декларации такое произошло в отношении мандата Дохийского раунда: часть стран выступила за его подтверждение, другая часть – против. Как следствие этого, различным оказалось и видение странами-членами будущего организации. Непреодолимое различие позиций среди стран-членов констатировал в своей заключительной речи на конференции Р. Азеведу, подчеркнув, что проблема существует, она никуда не денется и ее предстоит решать.

Наиболее критичную позицию в отношении мандата Доха раунда, как и ожидалось, занял Торговый представитель США Майкл Фроман, повторив в своем выступлении призыв к членам ВТО «освободиться от ограничений раунда Доха». Вместе с тем он пояснил, что выход за рамки раунда не означает, что члены ВТО должны отложить в сторону незаконченные дела. Скорее это означает использование новых подходов. Под новыми подходами американская сторона в первую очередь подразумевает формат мегарегиональных торговых соглашений – Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП). Как заявлял ранее тот же М. Фроман, в частности, в отношении последнего, оно будет открыто и для других стран, когда они смогут принять нормы и стандарты, выработанные в ТТИП. Таким образом, нормы МРТС могут постепенно становиться нормами ВТО.

Расширение региональных торговых соглашений (РТС) в целом стало одним из важнейших вопросов конференции в Найроби. Здесь участникам удалось зафиксировать единый подход, нашедший отражение в итоговой декларации. Он заключается в том, что РТС не должны подменять многостороннюю торговую систему, а быть дополнением к ней. Таким образом, подтверждена высказывавшаяся ранее мысль о постепенной гармонизации многостороннего и регионального (плюрилатерального) форматов. В данном контексте министры, участвовавшие в конференции, согласились, что вопрос должен стать предметом постоянного обсуждения в Комитете по региональным торговым соглашениям ВТО. Вместе с тем в итоговой декларации конференции подчеркнуты центральный характер многосторонней торговой системы  и исключительная важность существующих в ее рамках правил, которые закреплены в Марракешском соглашении о создании ВТО. Подтверждена также ведущая роль ВТО в системе глобального управления и подержании стабильности мировой экономики. Также вновь подтверждена уникальность механизма разрешения торговых споров ВТО и необходимость его дальнейшего укрепления.

Среди конкретных результатов конференции в Найроби – принятие крайне важных и долгожданных решений по сельскому хозяйству. Речь идет прежде всего о договоренностях в сфере экспортной конкуренции. При этом участники не ограничились лишь ограничением экспортных субсидий – принятые решения охватывают и такие не менее искажающие торговлю инструменты поддержки, как: экспортные кредиты и гарантии, иные формы экспортного финансирования, деятельность государственных торговых компаний, программы предоставления продовольственной помощи.

О сложности принятия решений в этой сфере свидетельствует тот факт, что договоренность об устранении экспортных субсидий в сельском хозяйстве была достигнута еще на Министерской конференции в Гонконге в 2005 г. со сроком исполнения – к 2013 г. Теперь обязательство по устранению этих субсидий должно быть выполнено развитыми странами немедленно. Развивающиеся страны должны будут отказаться от экспортных субсидий в сельском хозяйстве с конца 2018 г. Развивающиеся страны, которые нотифицировали в ВТО использование этих субсидий, могут сохранить их до 2023 г., а наименее развитые страны (а также страны-чистые импортеры продовольствия) – до 2030 г. Интересы России данное решение не затрагивает, т.к. по условиям присоединения к ВТО, она не использует экспортные субсидии в агросекторе.

Ярким подтверждением действенности и перспективности плюрилатерального формата внутри ВТО стала договоренность между 53 членами организации о дальнейшем снижении импортных таможенных пошлин на продукцию, затрагиваемую Соглашением по информационным технологиям (ITA) от 1996 г. Новый документ, названный ITA-II, коснется товаров, объем торговли которыми составляет около 1,3 триллиона долл. в год. Кстати, принятое решение о либерализации в рамках ITA явилось первым заметным снижением импортных таможенных пошлин после Уругвайского раунда. Что касается РФ, то после присоединения к ВТО она стала участником начального варианта Соглашения – ITA-I.

Ряд недавно присоединившихся стран, в том числе Россия, Китай, Тайвань, Оман, Саудовская Аравия, выразили озабоченность в связи с выполнением решений конференции в Найроби. Дело в том, что при присоединении указанные страны соглашались брать на себя определенные обязательства при условии, что на них не будут распространяться дополнительные обязательства по Доха раунду. В итоговой декларации Найроби на сей счет отмечено, что положение этих стран должно быть учтено в рамках переговоров с ними и в соответствии с положениями Марракешского соглашения.

Наконец, Министерская конференция в Найроби формально одобрила присоединение к ВТО нового члена – Афганистана.

В сложившихся в последние годы обстоятельствах внутри ВТО и, в частности, на переговорах Доха раунда, вряд ли можно было рассчитывать на более весомый результат. Серьезные проблемы и непреодоленные разногласия среди членов организации остались. Однако есть и реальный прогресс. Последнее дает основание для сохранения определенного оптимизма в отношении будущего многосторонней торговой системы.

ИМЭМО РАН

Both comments and pings are currently closed.

Комментирование закрыто.



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет