Российский Alibaba: Путин предложил создать интернет-площадки для экспорта товаров из РФ

МОСКВА, 3 декабря. /Корр. ТАСС Мария Дорохина, Екатерина Казаченко/. Президент России Владимир Путин предложил создать специальный проектный офис, который будет сопровождать крупные экономические проекты, например — создание российских частных интернет-площадок по экспорту российских товаров на все мировые рынки. Опрошенные ТАСС эксперты не исключают, что руководством страны ставится задача повторить опыт Китая по выходу на международные рынки.

Президент не уточнил подробности проекта, однако в своем послании Федеральному собранию он также подчеркнул, что Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здорового питания, которое «давно уже пропало у некоторых западных производителей».

Итогом реализации этого масштабного ритейл-проекта станет выход национальных производителей на международный рынок в кратчайший срок и с минимальными затратами, уверены в Минпромторге России. В России существует «достаточное количество качественных производителей», у которых благодаря инициативе президента существенно расширятся рынки сбыта, и это выведет их бизнес на новый уровень, отметил в беседе с ТАСС заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.

Экспорт для «Почты России»

Одной из площадок по выводу российских товаров за рубеж через интернет может стать онлайн-магазин «Почты России», считают в Минкомсвязи РФ. Пока он работает в тестовом режиме, и планируется, что как полноценный marketplace (маркет-плейс, онлайн-витрина для различных продавцов) он заработает в 2016 г. «Мы уверены, что интернет-магазин «Почты России» станет популярным ресурсом, через который российские производители смогут представить потребителям свою продукцию как внутри страны, так и на экспорт» — такое мнение озвучил ТАСС заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев.

В самой «Почте России» пока не комментируют эту идею. Однако в пресс-службе оператора ТАСС заявили ,что «Почта России» готова обеспечить качественную и быструю доставку почтовых отправлений с товарами российский производителей за рубеж во все 190 стран, входящих во Всемирный почтовый союз.

Ранее руководство «Почты России» неоднократно заявляло о необходимости наращивать экспорт посылок из России за рубеж, поскольку он существенно уступает импорту. Так, в 2014 г. по каналам «Почты России» было совершено 70 млн трансграничных отправлений, лишь 1,5 млн из которых составил экспорт посылок, сообщал ранее заместитель генерального директора «Почты России» Сергей Малышев. По его прогнозу, в 2015 г. объем отправлений по кроссбордеру через российскую почту увеличится до 100 млн, причем 80% составят посылки из Китая (в основном — заказы россиян в китайских интернет-магазинах). Экспорт посылок из России за рубеж по итогам года составит только 2 млн, ожидают в «Почте России». За 9 месяцев 2015 г. объем экспортных отправлений, обработанных почтой, достиг 1,34 млн, увеличившись на 38% год к году, сообщили в пресс-службе оператора.

Российский AliExpress

Озвученная президентом идея, вероятно, подразумевает создание российских аналогов крупных мировых маркет- плейсов: AliExpress, JD.com, Ebay и т.п., считают опрошенные ТАСС эксперты и игроки рынка. «Как я понимаю, ставится задача повторить опыт Китая по выходу на международные рынки», — отметил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.

По его словам, все предпосылки для запуска таких платформ в России есть, причем они могут быть созданы как на базе уже существующих интернет-магазинов, так и с нуля. Правда, при втором варианте для их раскрутки потребуется больше времени.

Заинтересованность работать по модели онлайн-экспортера в беседе с ТАСС озвучили представители интернет-магазина Ozon, проекта «Яндекс.Маркет» и холдинга Mail.Ru Group. При этом логистика в России развита достаточно для того, чтобы такая модель была успешно реализована, отметил руководитель департамента международного развития SPSR Express Алекс Васильев.

«Потенциал у аналога AliExpress и Ebay в России, несомненно, есть. При этом нужно понимать, что такая площадка должна быть международной, т.е. на ней должны присутствовать игроки-производители из других стран, например, из Китая», — считает он.

Если проекту по созданию интернет-экспорту российских товаров будет дан старт, важно, чтобы это были именно частные компании, а не структуры с государственным участием, подчеркивают в свою очередь в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). «Мы плохо себе представляем торговую компанию, с государственным участием — это похоже на возвращение во времена СССР», — сказал исполнительный директор АКИТ Артем Соколов.

Перспектива в СНГ и Китае

Наиболее перспективными рынками для выхода российских интернет-сервисов за пределы России выглядят страны Таможенного Союза, считает руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. При этом потенциальными рынками сбыта могут стать все те страны, где существуют русскоязычные диаспоры и традиционно сильны связи со странами СНГ и Россией еще с советских времен, добавляет Плутогаренко из РАЭК.

«Если говорить о зарубежных продажах, в основном у нас покупают русскоговорящие покупатели. Это книги, очень много продаем детской литературы. Еще хорошо продаются настольные игры и детские игрушки. Покупают, в основном, либо в странах СНГ, либо там, где есть большие русскоговорящие диаспоры — США и Израиль входят в топ-3, также Германия, Прибалтика», — соглашается с ним генеральный директор Ozon.ru Дэнни Перекальски.

Кроме того, у ряда розничных игроков есть интерес к продаже российского продовольствия в Китай, отмечает топ- менеджер «Яндекс.Маркета».

«Но абсолютно точно не нужно ограничиваться этим. Вся Европа и Азия потенциально могут находится в сфере наших интересов. Самые сложные рынки — это США и Японии, так как они самодостаточные и закрытые для сильных иностранных игроков. Но можно поставить и такие задачи», — подчеркивает Плутогаренко. У России уникальное географическое положение, благодаря чему она может стать торговым хабом для разных регионов мира, добавляет он.

Без поддержки государства не получится

Игроки рынка сходятся во мнении, что в условиях жесткой конкуренции и сложного макроэкономического климата реализовать такой масштабный проект без государственной поддержки будет сложно. Это могут быть гарантии по кредитами и «финансовые привилегии», которые позволят «не только думать о том, как удерживать внутреннюю поляну, но и выходить на международные рынки», говорит Плутогаренко.

Однако важно соблюсти баланс, чтобы участие государства пошло именно на пользу, а не во вред, подчеркивают эксперты. «Сама идея глобально — правильная. В том же Китае государство делает очень много для электронной торговли. Но если государственное участие будет в формате каких-то преференций для одной отдельно взятой структуры — это катастрофа. Если государственное участие будет в виде создания условий для всего рынка — это прекрасно», — говорит председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов.

При этом Соколов из АКИТ подчеркивает, что для выхода за рубеж интернет-игроку необходима сильная позиция на внутреннем рынке.

«Пока иностранные ритейлеры находятся в более выгодном положении, поскольку, предлагая товары по сопоставимым ценам, они имеют возможность зарабатывать в несколько раз больше, экономя на уплате налогов и пошлин. И, наоборот, при попытке выстроить бизнес, ориентированный на экспорт, мы сталкиваемся с протекционной политикой других государств, рынок которых для нас закрыт», — посетовал он.

Осложнить ситуацию может и напряженная геополитическая обстановка, отмечает Плутогаренко. Поэтому он не исключает, что руководству страны придется «за руку» выводить российских интернет-ритейлеров на зарубежные рынки.

ИТАР-ТАСС

 

Both comments and pings are currently closed.

Комментирование закрыто.



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет