Бизнес выведут на рынки

Петр Фрадков, руководитель Российского экспортного центра: Развитие экспорта является важнейшей частью внешнеэкономической стратегии России. В конце июня 2015 года президент подписал закон о создании в структуре Внешэкономбанка «единого окна» для экспортеров — Российского экспортного центра.

Тема государственной поддержки экспорта становится краеугольным камнем в экспортной деятельности российских компаний. С одной стороны, волатильность курса создает некоторые конкурентные преимущества нашей продукции, с другой стороны, не самые простые явления в нашей экономике подталкивают к освоению внешних рынков. В моем понимании устойчивый экспортер — это экспортер, имеющий 20-25 процентов валютной выручки в общем объеме, что не очень много. Государство имеет достаточно широкий инструментарий поддержки экспорта, но не всегда имеет возможность довести до конечного потребителя эти меры поддержки. Сложившаяся ситуация выявила необходимость систематизировать работу по поддержке экспорта.

Задумываясь о создании Российского экспортного центра, мы внимательно изучили международный опыт. Аналоги центра есть во многих странах — где-то роль такого института играют различные ассоциации, где-то экспортные агентства. Очевидно только одно — поддержка экспорта всегда выстраивается с учетом структуры локальной экономики. Так, например, в Германии и Канаде существенную долю экспортных предприятий составляют малые и средние компании. А в России в объемах экспорта превалирует крупный бизнес. Есть также масса других нюансов и национальной специфики. Мы старались создать компанию, которая будет максимально приближена к российским реалиям, будет максимально соответствовать запросам наших экспортеров.

— Какие ведомства сегодня отвечают за экспорт?

— У нас есть несколько ведомств, которые участвуют в поддержке экспорта, каждое в своей части. В минэкономразвития идет работа по регулированию и координации внешнеэкономической деятельности, в которой немалую роль играют торговые представительства и межправительственные комиссии. Министерство промышленности и торговли РФ отвечает за экспортные субсидии и вопросы, связанные с выставочной деятельностью. Министерство финансов занимается кредитами, госгарантиями и в целом бюджетной политикой в части поддержки экспорта. И так далее.

При этом не хватает консолидирующего органа, единого окна, которое бы позволило экспортеру, обратившись один раз, получить весь спектр услуг. Поэтому было принято решение о создании Российского экспортного центра. С одной стороны, новая организация будет обрабатывать запросы и изучать потребности конкретных экспортеров, а с другой — получит административный ресурс. Центр не забирает на себя функционал ведомств — он станет партнером экспортера, чтобы помочь ему получить господдержку быстро и качественно.

— Как конкретно будет выстроена работа?

— Мы готовы поддерживать экспортеров на каждом этапе экспортного цикла. От предоставления информации по таким вопросам, например, какая валюта сейчас находится в обращении в Боливии, и заканчивая конкретной помощью по подготовке контрактов. В работу центра будут заложены два базовых принципа, которые позволят постепенно выходить на конкретные измеримые результаты. Это использование того государственного инструментария по поддержке экспорта, который был наработан за последние несколько лет, и принцип «единого окна». Недавно были внесены изменения в Закон о Банке развития, где прописан функционал и принципы работы Российского экспортного центра. Сейчас идет работа над подзаконными актами, в которых будут представлены регламенты взаимодействия с органами власти. Это позволит нам в дальнейшем совместно с профильными ведомствами оперативно реагировать на запросы экспортеров. И результатом должны стать реальные экспортные контракты — только так можно будет оценить работу центра. Надеюсь, что к концу 2015 года мы сможем совместными усилиями сформировать этот документ.

— Планируется ли льготное кредитование экспортных операций?

— Уже сейчас существует механизм субсидирования процентной ставки по экспортным кредитам Росэксимбанка. Также в ВЭБ есть возможность субсидирования процентной ставки по экспортным кредитам иностранным покупателям российской высокотехнологичной продукции.

— Если у предприятия не хватает собственных оборотных средств, каков алгоритм получения субсидированных кредитов?

— Будет два варианта. Можно будет по-прежнему обратиться напрямую в Росэксимбанк. А можно через наш центр в случае, если экспортер стремится оптимизировать свою деятельность. Порой приходится слышать, что выйти на внешние рынки трудно, получить финансирование невозможно. Но анализ ситуаций говорит о том, что львиная доля случаев — это просто недостаточная проработка темы: либо неправильное оформление документов, либо некачественно проведенные переговоры, либо не до конца проработанные договоренности. Неумение пользоваться мерами господдержки — это не вина экспортера, а его беда. И задача центра в том, чтобы помочь предпринимателю подготовить контракт, провести переговоры, подготовить тендерную документацию, получить грамотное юридическое сопровождение.

— Кто ваш клиент?

— Мы будем работать со всеми, кто обратится в центр. Однако по результатам анализа, который был проведен в том числе с учетом опыта работы ЭКСАР, наш ключевой клиент — это прежде всего средние компании. Полагаю, что с точки зрения прироста экспорта это самый перспективный сегмент. Крупные компании, как правило, имеют собственные ресурсы по выходу на внешние рынки, а для малых компаний на данном этапе более полезным станет образовательный проект, который мы запустим в рамках работы центра в апреле 2016 г. Мы рассчитываем на первом этапе сделать «постоянный пропуск» 1 — 1,5 тыс. компаний, которые уже давно ведут экспортную деятельность или совершили первые экспортные поставки. Думаю, что на начальной стадии работы Российского экспортного центра именно они помогут нам доработать всю процедурную часть и окончательно сформировать принцип «единого окна».

— Экспорт каких видов товаров и услуг является приоритетным для поддержки?

— Безусловным приоритетом для нас является несырьевой экспорт, однако у нас нет ограничений по отраслевому признаку, и центр на данном этапе будет оказывать поддержку всем компаниям, которые решат воспользоваться его услугами. Возможно, в будущем поддержка будет каким-то образом сегментирована по отраслевому признаку, но пока что об этом говорить рано. Сотрудники центра являются универсальными специалистами, и это позволит нам не раздувать штат.

— Каким образом вы будете поддерживать экспортеров в регионах?

— Мы будем работать, опираясь на те региональные механизмы поддержки, которые уже существуют, — это центры поддержки экспорта, региональные интегрированные центры (раньше назывались ЕИКЦ), ТПП, бизнес-инкубаторы и другие организации. Для нас важно, чтобы все звенья цепи от региональных площадок до торгпредств работали слаженно. Чтобы все это имело понятную, четкую структуру. Чтобы для экспортера все шаги были просчитываемыми и простыми. В дальнейшем мы рассматриваем возможность создания своей региональной сети.

— Как потенциальные потребители узнают о возможностях российских экспортеров?

— На уровне правительства обсуждается ряд инициатив по улучшению контакта с покупателями на местах. Скорее всего, в ближайшее время некоторые из них будут запущены в реализацию. Но основное информирование пока что будут проводить торгпредства. У России по всему миру 53 торговых представительства, экономические отделы посольств. В этом направлении мы активно работаем с минэкономразвития, разрабатываем регламенты взаимодействия центра с торговыми представительствами, чтобы сделать их по-настоящему эффективным механизмом, мотивировать осуществлять реальные проекты, а не только вести аналитическую работу.


Автор:Инфографика: Антон Переплетчиков/Елена Шмелева/»РГ»
Российская Бизнес-газета

 

 

Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Комментирование закрыто.



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет