Третейская группа ВТО вынесла решение в споре об украинских специальных пошлинах на автомобили

Применение Украиной специальных защитных мер в отношении некоторых легковых автомобилей не соответствует ряду норм Соглашения ВТО по защитным мерам («Соглашение») и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года («ГАТТ 1994»). К такому выводу пришла третейская группа, которая рассмотрела спор «Украина – Специальные защитные меры в отношении некоторых легковых автомобилей» (WT/DS468/R).  Доклад третейской группы был распространен 26 июня 2015 года.

Напомним, что с 14 апреля 2013 г. Украина ввела специальные пошлины на легковые автомобили по ставке 6,46% для машин с объемом двигателя 1-1,5 л и 12,95% – с объемом 1,5-2,2 литров. В феврале 2014 г. украинская Межведомственная комиссия по международной торговле приняла решение о снижении ставки пошлины на треть каждые 12 месяцев. Сейчас специальная пошлина составляет 2,15% и 4,32% соответственно.

Третейская группа в споре между Японией и Украиной была учреждена 26 марта 2014 г., а 20 июня 2014 г. Генеральный директор ВТО Роберто Азеведу утвердил ее состав. Председателем группы стал профессор университета Иллинойса, бывший директор юридического департамента ВТО Уильям Дэви, а еще двумя членами – Фелипе Хиз и профессор Чжан Фа Ло. Австралия, ЕС, Индия, Корея, Россия, Турция и США зарезервировали за собой право участвовать в споре в качестве третьих сторон (подробнее читайте в материале «Мостов» от 4 июля 2014 г.).

Специальная защитная мера была введена Украиной на основе анализа данных об автомобильном импорте и отечественном производстве авто в период 2008-2010 годов. В частности, соотношение количества импортных автомобилей к внутреннему производству за этот период выросло на 37,9%.

Третейская группа пришла к выводу, что применение специальных пошлин нарушило положения статьи XIX:1(a) ГАТТ 1994, поскольку Украина не показала, что импорт легковых автомобилей возрос в результате: (i) «непредвиденных обстоятельств» и (ii) «выполнения договаривающейся стороной взятых на себя обязательств» по соглашениям ВТО. Кроме того, введение украинской торговой меры не соответствовало статье 2.1 Соглашения, так как Украина не установила, что товар (т.е., легковые автомобили) «импортируется» на ее территорию «в таких возросших количествах», которые наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей аналогичные или непосредственно конкурирующие товары.

Украина нарушила также требования статей 4.2(a) и (b) Соглашения, поскольку для решения вопроса о том, нанес ли возросший импорт серьезный ущерб отрасли отечественного производства, компетентные органы Украины должны были оценить «все соответствующие факторы объективного характера … которые оказывают влияние на положение в этой отрасли», а само торговое расследование должно было «на основе объективных данных» показать наличие причинно-следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом или угрозой серьезного ущерба для отечественного производителя. При этом необходимо было принять во внимание и другие факторы (кроме возросшего импорта), которые наносят ущерб отрасли национального производства.

Кроме того, Украина не выполнила ряд процессуальных требований, предусмотренных Соглашением. В их числе – нарушения статей 4.2(c) («в кратчайшие сроки» не были опубликованы результаты экономического анализа, проведенного в ходе расследования), 8.1 (не было соблюдено обязательство государства, применяющего специальные защитные меры, стремиться сохранить в значительной мере эквивалентный уровень уступок и других обязательств в отношении государств-импортеров), 12.1(a) и (b) (Украина «немедленно» не уведомила Комитет ВТО по специальным защитным мерам как о начале процесса расследования в связи с серьезным ущербом, так и об установлении факта серьезного ущерба или угрозы такого ущерба в связи с возросшим импортом),12.2 (Украина не предоставила всю необходимую информацию в своем уведомлении, поданном в Комитет ВТО по специальным защитным мерам 21 марта 2013 г.) и 12.3 Соглашения (Японии не была предоставлена адекватная возможность для проведения консультаций до применения специальной защитной меры).

Учитывая, что применение специальных защитных пошлин на легковые автомобили было признано несовместимым с обязательствами, которые страна взяла на себя как член ВТО, третейская группа порекомендовала Украине полностью отменить спецпошлины.

Министерство экономического развития и торговли Украины уже приступило к детальному анализу решения экспертов. «С учетом того, что Правительство и Министерство сейчас прикладывают значительные усилия для создания “нового имиджа” Украины в ВТО, мы должны очень серьезно и внимательно оценить предоставленный нам текст решения. Ведь речь идет об ответственности Украины как надежного и предсказуемого торгового партнера в целом, а не только лишь в этом деле», – сообщила заместитель министра экономического развития и торговли – торговый представитель Украины Наталья Микольская.

По ее словам, как только Министерство закончит анализировать документ, оно предоставит свои выводы Межведомственной комиссии по международной торговле, которая уполномочена принимать соответствующие решения о торговых мерах. Ожидается, что решение третейской группы ВТО будет утверждено на очередном заседании Органа по разрешения споров ВТО в конце июля, после чего Украине будет необходимо в течение определенного периода времени привести свою меру в соотвествие с нормами ВТО.

Следует также отметить, что у сторон спора есть право на обжалование доклада третейской группы в Апелляционном органе, но это должно произойти до момента утверждения этого доклада Органом по разрешению споров.

Источники: ВТО, «WTO issues panel report on Ukraine’s safeguards on cars», 26 июня 2015 г.; Министерство экономического развития и торговли Украины, «Мінекономрозвитку розпочало аналіз звіту Групи експертів СОТ у справі “Україна – Спеціальні заходи щодо легкових автомобілів”», 30 июня 2015 г.; Hubs.ua, «Авто без спецпошлин», 30 июня 2015 г.; Mondaq, «WTO Panel Rules Against Ukraine On Numerous Issues Regarding Its Safeguard Measure on Certain Passenger Cars», 1 июля 2015 г.

Мосты; 06.07.2015

Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Комментирование закрыто.



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет
заедает замок
энциклопедия домашних
ремонт под ключ