2015-й станет для машиностроения самым провальным

Интервью Сергея Кравчука, председателя комитета по машиностроительному комплексу Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области

— Согласно статистике Челябинскстата, сокращение индекса производства в машиностроении по различным направлениям составило от 10% до 17% по сравнению с 2013 годом. Какие факторы обусловили ухудшение ситуации в отрасли?

— Машиностроение в регионе действительно падало, хотя объемы падения были незначительными. До четвертого квартала 2014 года в регионе нарастали поставки импортного машиностроительного оборудования, что явилось одной из причин снижения местного производства. Зарубежное оборудование стало наполнять рынок из-за вступления России в ВТО, из-за снижения или обнуления ряда пошлин на импортируемое оборудование. Кроме того, отрицательная динамика наблюдалась из-за приостановки ряда проектов в четвертом квартале прошлого года. Например, сдвинулись сроки реализации проекта ЗАО «Русская медная компания» по строительству Томинского ГОКа, логистического комплекса «Южноуральский». Эти проекты для нашего машиностроительного сектора очень значимы, поскольку позволили бы загрузить краностроительное производство почти на год. Но в связи со сдвигом сроков заказчиками мы уже приостановили работу на Нязепетровском краностроительном заводе, люди отправлены в вынужденный отпуск с сохранением двух третей заработка.

— Как будет развиваться ситуация в 2015 году?

— По нашим прогнозам, 2015 год для машиностроения станет самым провальным, только в 2016-м возможно его восстановление. Прошлогоднее падение мы оцениваем примерно в 10%, оно было незначительным благодаря большой инерции уже запущенных инвестпроектов. Первый квартал 2015 года мы тоже оцениваем в 10% падения, а в целом за 2015 год прогнозируем спад на 30–40% в сравнении с 2014-м.

— С помощью каких механизмов можно поддержать промышленников?

— Из-за повышения ключевой ставки Центробанка в декабре до 17% годовых (сейчас составляет 15%. — „Ъ”) и из-за сокращения ликвидности во многих банках все текущие сделки по розничному и корпоративному кредитованию с декабря 2014 года практически остановлены. Думаю, что в ЦБ сидят достаточно умные люди, чтобы понять, насколько губительна столь высокая ставка для экономики. Необходимо насытить банковскую систему ликвидностью и снизить ключевую ставку, в таком случае инвестпроекты будут возобновлены. Комитет областного союза промышленников и предпринимателей предлагает региональным властям несколько механизмов поддержки компаний Челябинской области. Например, рассмотреть на региональном уровне вопрос о льготном налогообложении для предприятий, инвестирующих в новые производства. Предлагаем также рассмотреть возможность увеличения при кредитовании объема госгарантий под залог инвестиционных проектов и снижения нагрузки со стороны контролирующих надзорных органов.

— Насколько регион готов к реализации программы импортозамещения?

— В краностроительной отрасли, например, нужно реанимировать производство отечественных электродвигателей, которое, по моему мнению, потеряно на 80%. Необходимо наладить выпуск современных редукторов, необходимых для производства приводов, реанимировать станкостроение. Большой провал в производстве низковольтного оборудования и компонентов для систем управления приводами. Постановление правительства №1224 («Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств». — „Ъ”), ограничивающее закупку ряда импортных товаров для государственных предприятий, может простимулировать машиностроение.

Интервью взяла Мария Полоус

КоммерсантЪ (Екатеринбург)

Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Комментирование закрыто.



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет