Больше чем ГОСТ

Готовится к запуску национальная система мониторинга и оценки качества товаров и услуг

Текст: Максим Протасов (Председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз», заместитель руководителя межведомственной рабочей группы по созданию Российской системы качества)

В современных экономических условиях фактор качества становится решающим для повышения конкурентоспособности и импортонезависимости России. Одним из помощников в этом деле призвана стать Российская система качества, создаваемая по распоряжению правительства РФ. В состав учредителей войдут ТПП РФ, крупнейшие потребительские и отраслевые объединения, такие как АКОРТ, «Руспродсоюз», Союз потребителей и другие.

Основная функция новой структуры — проведение регулярных независимых веерных исследований товаров для определения их качества. Работа будет построена следующим образом: образцы отбираются в розничных сетях в максимально возможном количестве, нумеруются и обезличенными отправляются в лаборатории. Результаты испытаний открыто публикуются на сайте Роскачества и в СМИ. Если производители с ними не согласны, они могут подать апелляцию. Лучшие же товары по итогам экспертизы становятся претендентами на российский знак качества.

Чтобы его получить, производителю необходимо пройти добровольную сертификацию. Процедура для предприятий бесплатная и подразумевает оценку не только качественных характеристик продукции, но и уровня локализации производства, если торговая марка изначально не российского происхождения. Для проверки технологий и самого факта выпуска товара в России аудиторы будут выезжать в цеха. Знак качества будет действителен 2 или 3 года в зависимости от товарной категории, после чего его необходимо подтверждать. Мы ожидаем, что не менее 75% производителей к 2020 году обратятся с подобными заявлениями в Роскачество, несмотря на то, что это накладывает большую ответственность на них: в период действия знака возможны плановые и внеплановые проверки. Добавлю, что Роскачество имеет право проводить внеплановые экспертизы и в случае получения жалоб от потребителей. Если факты подтвердятся, знак качества отзывается.

Ежегодно планируется тестировать около 30 продовольственных и непродовольственных товарных категорий. Так, в 2015-м проверке подвергнутся: растительное масло, майонез, мороженое филе трески, лосось тихоокеанский слабосоленый в ломтиках, натуральный мед, пищевая соль, сахар, творог, шлифованный рис, консервы и овощные маринады, детская кожаная обувь, подушки, одеяла, махровые полотенца, бельевой трикотаж для младенцев и детей ясельного возраста.

Систем добровольной сертификации сегодня много, но ни одна не основана на беспристрастном тестировании и механизмах постконтроля Качество услуг Роскачество начнет оценивать с 2017 года. Это объясняется прежде всего сложностью экспертизы услуг. Хотя в некоторых секторах, например, банковском и страховом, проводить ее проще, поскольку там уже разработаны соответствующие методики. С них и начнем. Предполагается, что запуск Российской системы качества будет способствовать увеличению продаж продукции в 2015-2016 годах на 3%, в 2017-2020 годах — на 5%. К 2020 году около 25% производителей в каждой отрасли потребительского рынка разместят на упаковке ее знак качества.

«Война санкций» не имеет никакого отношения к созданию Роскачества. Решение было принято несколько раньше, однако в нынешних условиях оно приобрело особую актуальность. Роскачество исповедует «конструктивный патриотизм» и является инструментом импортозамещения. Мы не ставим административных или таможенных барьеров перед импортом, а стимулируем отечественных предпринимателей бороться за потребителя. Риск попасть в веерное исследование — уже повод довести продукцию хотя бы до приемлемого уровня качества. Маркетологам будет труднее вводить потребителей в заблуждение, а российский знак качества станет тем маяком, который выделит на полке лучшие отечественные товары. Чем новая система принципиально отличается от советского аналога и премий типа «100 лучших товаров», «Бренд года» и т.д.? Присвоение российского знака качества основано не на аттестации, как в СССР, а на объективных лабораторных исследованиях и подтверждении того, что соблюдены требования по локализации производства. Советский знак был предназначен для маркировки товаров народного потребления и производственно-технического назначения, в то время как российский будет присваиваться и пищевым продуктам, а в перспективе и услугам. Российский знак качества является не административным, а рыночным механизмом, стимулирующим спрос на качественные отечественные товары. Однако Роскачеством будет учтен и положительный советский опыт: специальные стандарты (которые в советские годы назывались стандарты Пятерка), строгий контроль и т.д.

Систем добровольной сертификации в России сегодня действительно очень много, но ни одна не основана на беспристрастном тестировании и механизмах постконтроля. По сути, это маркетинг. Например, в «100 лучших товарах» образцы берутся на предприятиях, а номинанты платят деньги за экспертизу. Производитель фактически инвестирует в значок на этикетке, чтобы повысить привлекательность своего товара, однако исследования ВЦИОМ показывают, что это не вызывает доверия у 63% россиян.

Деятельность Роскачества финансируется из бюджета, что обеспечивает беспристрастность. По крайней мере, на первые 3 года деятельности системы, пока она не докажет свой авторитет и возможность положительно влиять на уровень импортозамещения. В общей сложности на 2015 год потребуется 22,5-37,5 млн руб. на проведение проверок. Роскачество не продает тесты, рекламу, у этой организации не может быть спонсоров или кобрендинговых партнеров, за исключением СМИ. Потребителям будут предоставлены все виды обратной связи: через портал, телефон «горячей линии», мобильное приложение и т.д.

Удостовериться, что продукт находится в реестре качественных, можно будет не отходя от полки: достаточно сфотографировать смартфоном штрихкод или QR-код.

Оказать прямое влияние на ценообразование эти меры не смогут, а вот увеличить продажи — вполне. По опыту Германии, Франции, Финляндии, присутствие национального знака качества на этикетке увеличивает спрос на товар на 20-60%.

Опубликовано в РБГ (Новое законодательство) N984 от 10 февраля 2015 г.

Российская газета

Responses are currently closed, but you can trackback from your own site.

Комментирование закрыто.



Обнуление пошлин внутри ТТП займет не менее десяти лет